Фільм Ґарфілд у кіно 2024

'Уменьшение': когда одно слово укорачивает весь смысл


Рецензия на фильм: Уменьшение
Фильм Уменьшение

Режиссер и сценарист Александр Пэйн, причем как сценарист он преуспел гораздо больше — за «Потомков» и «На обочине» у него есть по «Оскару», снял фантастику, комедию и драму в одном флаконе. Когда герой Мэта Деймона в надежде на счастливое и богатое будущее отправляется на процедуру уменьшения своего тела и таки становится лилипутом — это фантастика. Когда его жена, которая должна была стать крошкой вместе с ним, в последний момент вдруг отказывается — это драма. А он при этом уже мальчик-с-пальчик — тут начинается комедия…

МИЛЛИОНЫ В БОЛЬШОМ МИРЕ В МАЛЕНЬКОМ СТАНУТ МИЛЛИАРДАМИ

И все же, в целом, «Уменьшение» (еще одно название «Короче») могло стать качественной социальной фантастикой со вкусом драмы и иронии, которая затрагивает темы, интересные, важные и нужные жителям всей планеты. Не зря же фильм был номинирован на главную награду Венецианского кинофестиваля. Если бы не одно большущее «но». Собственно, награду в Италии он не получил. И, кажется, догадываюсь, что поперек горла жюри фестиваля как раз и стало это «но». Плоский американский юмор. Причем в диалоге буквально на минуту, но он настолько заземлил фильм, что после него воспринимать картину, как нечто серьезное уже не хотелось… Но обо всем по порядку.

В картине заложена очень интересная идея — как обуздать непомерно растущие запросы человечества, для которого нужна еда, вода, воздух, электричество и, как говорится, побольше мне, побольше. А что, если всех нас уменьшить раз так в 15? Значит, всего вышеперечисленного и еще много чего понадобиться каждому из нас в 15 раз меньше — и кислорода станет больше, и чистой воды, и овцы целее будут… Более того, миллионы в большом мире в маленьком станут миллиардами. Например, вы торгуете кубинскими сигарами по 45 долларов за штуку, а из нее для лилипутов получится скрутить таких аж 2000 сигарок и продать по доллару за штуку. Масштаб заработков впечатляет!

ЛЫСЫЙ И ОДИНОКИЙ ДЕЙМОН

В общем, на шикарную жизнь в маленьком рае на земле повелся недоучившийся на врача-ортопеда, простой менеджер Пол Сафранек, которого играет Мэтт Деймон. Точнее, вместе с женой Одри. И вот их уже готовят к миниатюризации — обривают налысо, в том числе и брови, вырывают зубы и все это под классическую музыку… И спустя несколько минут вместо крепких парней медсестры сгребают с каталок лопаткой будто оладки мужчинок ростом 12 см.

Очнувшись, Пол, помня об удаленных зубах, первым делом проверит не удалили ли ему мужское достоинство… И таки удалили, только не врачи, а жена, и не физически, а морально. В последний момент, ужаснувшись от вида себя лысой и безбровной, она решила остаться большой женщиной и попросила не расстраивать ее еще больше видом маленького мужа.

И вот он маленький один в маленьком мире таких же маленьких людей. А учитывая, что мини-людьми стали 3% населения Земли, колонии с такими человечками уже есть по всему миру. Лично Пол теперь живет в «Стране развлечений» в Америке. У него имеется крутейший дом, напичканный бытовой техникой, холодильник, затаренный едой, живущие по соседству матери-одиночки, желающие познакомиться, да и просто веселые тусовочные парни… Потрясающе выглядят кадры, когда Пол, вкусив с таблеткой ночную жизнь, переживает цветной экстаз, а еще бутон настоящей желтой розы в руках маленького человечка, а еще его фраза перед отрывом: «Я пошел снимать обувь…»

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА

Но в маленький мир переселились и все проблемы из большого, начиная от личных — одиночество, нереализованность, до глобальных — мигранты, бедняки и тупые врачи… Поэтому неудивительно, что у одного из соседей Пола прибирается бригада вьетнамцев, среди которых даже знаменитая на весь мир диссидентка, но живущая в трущобах за пределами «Страны»… И как говорит его сосед Душан: «Богатые здесь станут еще богаче, а бедные просто малыми…» И тут становится понятно, что уменьшение — это лишь решение базовых потребностей человека, и то не всех и не для всех, остальное же будет преследовать тебя в любом мире и в любом размере, пока не начнешь сам уменьшать свои проблемы.

И вот ты весь на такой размышлительной волне, как вдруг: «А какой у нас был трах?» — «Что?». Да я аж на кресле подпрыгнула: «Что?» И потом в течение минуты это слово звучит больше десяти раз, заземляя и опошляя картину, в принципе с нормальным юмором по ходу ее движения… Окей, режиссер хотел, чтоб это звучало пожестче без всяких там «что значила та ночь любви между нами», ну почему хотя бы не «секс»?. Зачем это трах-тибидох было вставлять? Видимо, просто потому, что Александр Пэйн — американец, а у них юмор такой, но только вот на этом месте никто в зале не смеялся. Короче, социальной фантастики со вкусом драмы и иронии не получилось, а жаль…

1
Арина Шевченко 4 февраля 2018


Avatar
Имя:
22 мая 2024

Другие рецензии автора


Валькірія Фуріоза Фуриоса: Безумный Макс. Сага Валькірія Фуріоза

 Австралієць Джордж Міллер продовжує справу всього свого життя - сагу Шаленого Макса (нехай і без його фізичної присутності у двох...

22 мая 2024
Лімінальний стан Пробивной чувак Лімінальний стан

Німецький режисер Моріц Мор представляє на суд українського глядача стрічку "Пробивний чувак", яка є для нього дебютом у великому...

14 мая 2024
Мавпа рижа Королевство планеты обезьян Мавпа рижа

Фраза про те, що режисер, який намагається перезапустити вдалу франшизу, здебільшого або взагалі не справляється із завданням, або ж...

8 мая 2024
Теніс: секс і кохання Соперники Теніс: секс і кохання

Ті з глядачів, які, йдучи на фільм "Суперники", очікували побачити фільм про теніс, будуть розчаровані. Не зовсім, звісно, але...

1 мая 2024
Джон Вік із нетрів Манкимэн Джон Вік із нетрів

Колись Дев Патель зробив собі ім'я, зігравши головну роль у Денні Бойла в "Мільйонері з нетрів". Зараз він подорослішав і знову...

17 апреля 2024