Последнее время слишком часто бывает так, что предыдущие работы режиссера настраивают на оптимистический лад и повышают планку ожиданий. И в этом случае даже фильм, который объективно сложно назвать откровенной неудачей, воспринимается именно как таковая. Это и произошло с «Элизиумом» - второй после оригинального, порой провокационного и живого «Девятого округа» работой южноафриканца Нила Бломкампа. Примечательно, что снят «Элизиум» в Большом Голливуде.
Простой парень с непростой судьбой Макс в далеком 2154 году получает жесткую производственную травму, последствия которой можно излечить лишь в вынесенном в заглавие Элизиуме – парящем над Землей, которая превратилась в сплошные фавелы, раем для состоятельных слоев населения. Параллельно с историей проникновением Макса на Элизиум развивается маловразумительная мелодраматическая линия, а все это вместе сдобрено изрядной дозой попыток социальной критики в антиутопическом ключе.
Маловразумительность – лучшее слово, характеризующее общее впечатление от «Элизиума». Если Бломкамп (автор сценария и режиссер в одном лице) хотел снять антиутопию, то финал, предложенный им будет страшнее того мира, который он живописует в начале своего фильма, ибо идеалы в духе Великой Французской революции и мечты о просвещенном народе несколько изжили себя. Если автор рассчитывал на поражающую мощь аллюзий чуть ли не библейского уровня предлагаемых зрителю под конец «Элизиума», то им недостает таких немаловажных элементов христианской веры как Бог-Отец и Богоматерь. Если же Бломкамп желал персонажем по кличке Паук намекнуть на роль сетевых технологий и персонажей (вроде Ассанжа или Сноудена) в современном мире, то и это дело он до конца не довел.
Конечно, Бломкамп остается великолепным визионером, каковым он показал себя в «Девятом округе», хотя созданный им мир будущего до боли напоминает мир из его дебюта, просто реализованный с использованием других финансово-технологических возможностей. Актеры (Мэтт Деймон, Вагнер Мора, Шарлто Копли) играют с достаточной для воплощения предложенного им материала достоверностью. Но…
Очень хочется верить, что вхождение очень талантливого режиссера Бломкампа в Большой Голливуд не окажется столь же фатальной, как и нажатие кнопки Enter для одного из персонажей его первого голливудского опуса.