Однажды… в Англии
Его ждали – и Он вернулся.
Нет, Гай Ричи никуда и не исчезал. Но пока он бродил диснеевскими тропами, любители жанра, что вывел Гая в люди, успели изрядно по нему соскучиться.
После «Меча Короля Артура» (2017 г.) Ричи взял двухлетнюю паузу, разрядив ее в 2019 сразу двумя лентами. И если приторный «Аладдин» это чистейшей воды финансовый плюсик к пенсионным накоплениям, то в «Джентльменов» творец вложился душой и наилучшими профессиональными качествами.
Талантливый выпускник Оксфорда, применив свой уникальный ум и невиданную дерзость, придумал нелегальную схему обогащения с использованием поместья обедневшей английской аристократии. Однако когда он решает продать свой бизнес влиятельному клану миллиардеров из США, на его пути встают не менее обаятельные, но жесткие джентльмены. Намечается обмен любезностями, который точно не обойдется без перестрелок и парочки несчастных случаев.
«Джентльмены» выглядят по-взрослому. Через ряд второстепенных персонажей Ричи забрасывает удочку в мутные воды «Большого куша», дабы вытянуть оттуда мелкую уличную шпану, мечтающую о крупных делах, и поставить ее для контраста рядом с мафиози начала третьей декады XXI века в лице главных героев, для которых пистолет – это атрибут, а не аргумент, потому что все вопросы уже давно решаются в тиши больших кабинетов, где самое огнестрельное – это слово, а самое острое – взгляд.
Нелинейное повествование ведется чередой по-тарантиновски длинных диалогов, которым удается удержать зрительский фокус получше некоторых экшн-сцен за счет умелого жонглирования скабрезными шутками и взаимными посылами по материнской линии. И тем не менее, за деревьями словесных непристойностей зрителю хорошо виден лес сюжета. По меркам олдскульного, «криминального», Гая Ричи его новая работа получилась достаточно камерной лентой. Смена локаций и повороты сюжета неизменно сублимируются в переговоры.
«Джентльмены» насквозь пропитаны харизмой Мэтью МакКонахи. Его ореол живет в кадре, даже когда сам актер находится за его пределами. Он – стержень и главная движущая сила. Его Мики Пирсон внешне всегда спокоен, но внутри бешеная энергия, которая при малейшем спуске готова не то, чтобы двигаться руслом сюжета, а даже вспахивать в нем новые борозды. Он – царь. Он – лев. Даже чисто внешне за счет гривы-шевелюры. Этот лев живет в окружении шакалов, что так и норовят позариться на его собственность, поэтому Пирсону приходится бывать жестоким, дабы у врагов был наглядный пример последствий за непослушание.
Но не Мэтью единым. В касте не нашлось места ни Винни Джонсу, ни Дэвиду Бекхэму, зато в топку зрительского интереса Гай Ричи бросает «вечного мальчика» Хью Гранта, что своей игрой окупает каждую минуту в объективе камеры, при навязанной конкуренции со стороны «короля Артура» Чарли Ханнема. А со скамейки запасных в игру вступает Колин Фаррел, что за отведенный ему не самый длинный хронометраж способен, что называется, make difference.
В целом же, в «Джентльменах» каждый на своем месте. А Гай Ричи наконец-то опять в своем жанре. Несмотря на «словесность», лента заходит живо, расслабляться не дает. Займут ли «Джентльмены» свое место на полке с культовыми «Картами, деньгами и двумя стволами», знает только время.
Но по дню сегодняшнему можно однозначно констатировать, что возвращение Мэтра состоялось. И такое событие нужно наблюдать воочию.
8 из 10