Черное и белое
Рецензия на фильм: Ловушка
Фотограф Крис (Дэниэл Калуя) собирается провести выходные в загородном доме родителей своей девушки (Эллисон Уильямс). Парень волнуется, ведь та не предупредила родных, что парень — афроамериканец. Впрочем, Роуз убеждает, что все будет в порядке и переживать нечего. Однако знакомство выходит странным: в первый же вечер мама девушки предлагает Крису избавиться от тяги к курению - она владеет техникой гипноза. А еще прислуга у семьи Эрмитэдж — исключительно черная.
В 2017-м году всем прекрасно известно, что расовая нетерпимость — пережиток прошлого. Тем не менее, в прославляющем толерантность Голливуде разгорается скандал, когда в номинантах на Оскар не оказывается ни одного афроамериканца, а недавнего победителя в номинации "Лучший фильм" продолжают характеризовать как "историю о черном гее". И чернокожий парень вполне ожидаемо переживает, когда ему предстоит знакомство с семьей его белой подруги. Режиссер Джордан Пил знает об этом и из рассказов родителей (отец Пила черный, мать — белая), и по собственному опыту, ведь женат на звезде шоу "Бруклин 9-9" Челси Перетти.
Недавно журнал Time включил Пила в число 100 самых влиятельных людей мира. Смелое решение, однако его авторы не скрывают, что просмотр "Ловушки" сыграл в этом выборе вескую роль. Известный комик поразил зрителей режиссерским дебютом, который оказался одновременно высказыванием на острую социальную тему, великолепной циничной сатирой и жутким параноидальным триллером.
Комедийная сущность Пила, который сам же написал сценарий, избавляет "Ловушку" от чрезмерной серьезности, которой страдают многие хорроры. Без жанровых клише он не обходится и даже порой прибегает к достаточно банальным скримерам, но все-таки пугает нетипично и нагнетает саспенс вещами, которые, по идее, вовсе не должны казаться страшными. Радушный прием черного парня простой белой семьей в "Ловушке" выглядит подозрительно, а от улыбок здешних горничной и садовника мурашки по коже. Каждое висящее на стене ружье выстрелит, но неожиданный сюжетный поворот как таковой не является ключевым элементом фильма. Сокровище "Ловушки" - созданная Пилом атмосфера паранойи, которая поддерживается не столько пронзительными музыкальными трелями, сколько безобидными, на первый взгляд, фразами в разговоре.
Настоящий ужас - тот, что реален. Концепция "Ловушки" по итогу, конечно, отдает фантастикой, но это всего лишь способ обратить внимание на действительно существующие проблемы. Ультранасилие необходимо, чтобы соответствовать жанровым рамкам, и Пил все-таки соблюдает тенденцию новой волны хорроров, когда сверхъестественные явления или чрезмерная жестокость являются аллегорией на недостатки современного общества. Как минимум их можно интерпретировать в таком ключе. А, возможно, это просто одна большая шутка о том, как непросто быть черным.
"Ловушка" получилась ровно такой же страшной, как и смешной, ведь даже в самые жуткие моменты режиссер игриво подмигивает зрителю. Зло в его фильме пьет молоко и носит белоснежный свитер, а соломенная шляпа на голове черного бро служит тревожным сигналом. А уж если тот жмет руку вместо того, чтобы ударить кулаком о кулак...
ЮШ 27 апреля 2017