Кто прав, кто виноват
Три года назад фильм режиссера Дени Вильнева "Пожары" была номинирована на Оскар в числе лучших лент на иностранном языке. Статуэтка канадцу так и не досталась, но зато он привлек к себе внимание и получил шанс дебютировать в Голливуде. После неудачных попыток заполучить в режиссерское кресло Антуана Фукуа и Брайана Сингера создатели детективного триллера "Пленницы" предложили Вильневу заняться проектом. Резкая смена курса никак не сказалась на качестве работы Дени - видно, что своему делу он учился у настоящих мастеров.
Два с половиной часа хронометража. Банальная и избитая завязка (в маленьком городе в Пенсильвании пропадают две девочки). Прямо скажем, не самый впечатляющий сценарий. Но Хью Джекман и Джейк Джилленхол в главных ролях, множество раз номинировавшийся на Оскар Роджер Дикинс за камерой и тонкое режиссерское чутье Вильнева позволяют "Пленницам" заметно выделиться среди десятков подобных картин.
Дикинс (к слову, оператор большинства фильмов братьев Коэнов) создает настолько убедительную картину провинциального захолустья и царящей в нем безысходности, что волей-неволей веришь - всякий живущий здесь может оказаться монстром. А Вильнев, расставляя эмоциональные акценты, практически сводит на нет разграничение в понятиях добра и зла. Тут нет черного и белого, тут царит серость. Джилленхол с татуировкой на шее и взглядом загнанного зверя гармоничнее смотрелся бы за решеткой, а не за рулем полицейской машины, но именно он здесь представляет закон - просто детство было сложное. Образ детектива Локи принес Джеку приз Голливудского кинофестиваля за лучшую мужскую роль второго плана.
Ситуация, в которую попал Келлер Довер, герой Джекмена - обращение к каждому из зрителей, вопрос "А как бы поступили вы?". Это рассуждение на тему нравственности, поступков, когда человек должен сделать выбор между нормами морали и заложенной в нем первобытной агрессией. Сидеть сложа руки или взять в них молоток? Ждать или самому найти виновного?
Снимая детективный триллер, Вильнев поднимает философские проблемы и доводит уровень драматизма до наивысшего предела. В какой-то момент становится не столь важно, кто и по какой причине совершил преступление – оно ведь, по сути, было лишь толчком, запустившим цепную реакцию. Оказывается, можно искренне верить в Бога, но не заметить, как сам нарушаешь одну из главных его заповедей. Можно быть свято уверенным в своей правоте, но при этом перейти черту дозволенного.
"Пленницы" во многом перекликаются с "Таинственной рекой" - фильмом Клинта Иствуда, снятому по великолепному роману Денниса Лихэйна. Кто-то вспомнит еще и "Беги, детка, беги" Бена Аффлека - как ни странно, в основу картины легла книга того же Лихэйна. Безутешное горе толкает на ужасные поступки, от последствий которых не спасет никакая молитва. Отчаяние в глазах героя Джекмена сменяется яростью, покровы цивилизованности слетают за считанные секунды. Оставаться нормальной семьей в городе, где каждый второй - душевнобольной, уже подвиг. Скелеты тут прячут не в шкафах - в подвалах. Впрочем, в душевых комнатах тоже найдется место.