Женщина и пистолет


Рецензия на фильм: Шпионка
Фильм Шпионка
Пока весь мир недоумевает, почему в фильмах ужасах нужно при появлении опасности разбегаться во все стороны, а в детективах убийца – всеми любимый господин садовник, жанр шпионского боевика стоит в этом списке немного в стороне. Если затасканные приемы в других жанрах воспринимают как порядком надоевшие клише и банальное нежелание изменять устоявшиеся правила игры, то все условности шпионского жанра почему-то расценивают не иначе, как данность. В главной роли – красивый и уверенный в себе мужчина, умеющий обращаться с оружием и сводить с ума барышень. Угроза – обязательно вселенского масштаба, и справиться с ней не может никто другой, кроме нашего спецагента. Женщинам пистолет в руки дают редко: сексизм здесь буяет всеми своими красками. Слабый пол может соблазнять, околдовывать и коварно мешать планам, но серьезной угрозы (или же поддержки) не оказывает. Подобное отношение давно должно было уйти в прошлое, и смеяться над таким не только можно, но и нужно.
После ряда сериальных работ Пол Фиг уверенно занял свое место на кинематографическом поприще. Балом в его фильмах правят женщины: своеобразный манифест режиссера ставит за цель если не достичь равноправия, то как минимум заявить, что женщина имеет право быть самодостаточной единицей и без мужчины. Почва для этого выбиралась разная. Сначала был «Девичник в Вегасе», где главные героини доказывали, что быть аутсайдером – вовсе не так страшно, и вообще у слабого пола бывают проблемы большего калибра, нежели выбор туфель. «Копы в юбках» изрядно поиздевались над полицейскими бадди-муви, поставив во главе двух служительниц закона, которые, помимо служебных обязанностей, не забывают и о чисто женских заботах. Теперь пришло время потесниться спецагентам, ведь на сцену выходит Сьюзан Купер в исполнении востребованной нынче Мелиссы МакКарти.
«Шпионка» преследует благую цель: пошатнуть несправедливое доминирование мужчин в жанре. Женщины тут только в первом акте прикидываются, что остаются в тени у опытных красавцев-шпионов, скромно подсказывая им, куда идти и что делать. Как только объект воздыхания пропадает с радаров, главная героиня срывается с места в карьер и начинает свое преображение из застенчивой и неуверенной в себе дурнушки в отчаянного борца за справедливость. Недостаток профессионализма с лихвой компенсируется желанием доказать всем, что зря они такое сокровище в подвале держали. В общем, поле для шуток тут огромное, и Фиг это прекрасно осознает. Только вот там, где можно было аккуратно и изысканно подшутить над штампами, «Шпионка» прет, как танк, попутно сметая все рамки дозволенного.
Не будем умалять комедийного таланта МакКарти: эта женщина чертовски убедительна в рамках тех персонажей, которых ей позволяют сыграть. Точнее, персонажа, и в этом кроется корень проблемы. Актриса из фильма в фильм играет одну и ту же роль. Кто-то называет это устоявшимся образом, кто-то – нежеланием меняться, пока работа приносит хорошие деньги, но мотивация, модель поведения и даже финальное преображение ее героинь предопределены. Пока Зак Галифианакис резко теряет в весе, дабы не остаться актером одной роли, МакКарти с большим энтузиазмом играет хорошо понятную американцам женщину за 40, что страдает от проблем с лишним весом, но не сдается. Шутить над этим можно, но весь хронометраж харизмой одной актрисы не вытянешь, а вот с остальным у фильма проблемы.
Вместо того, чтобы острить на почве противостояния мужчин и женщин, Фиг опускается до омерзительных телесных подробностей и шуток туалетного пошиба. Ладно уж, если в меру, то пускай будет, верный товарищ режиссера Джудд Апатоу тоже таким грешит, но идиотия здесь достигает воистину вселенских масштабов. Главная героиня кричит, что только что испражнилась, Верка Сердючка исполняет свой хит Dancing Lasha Tumbai на парижском фестивале музыки, а Джейсон Стэтхем делится своими достижениями альфа-самца. «Шпионка» вываливает на зрителя все это дичайшее сочетание без малейших зазрений совести. Даже наоборот, с гордостью. И над жанром посмеялись, и женское доминирование установили, и зрителей с попкорном в руках порадовали. Ну разве не молодцы?
Да, мужчинам давно пора потесниться. И если бы «Шпионка» говорила только об этом, цены бы ей не было. Важно другое: слабый пол способен совмещать в себе самые разные роли. Обольстительная красотка, влюбленная глупышка или заботливая супруга – все это легко уживается в одной женщине. Сьюзан Купер – персонаж понятный и многим близкий, но перестаньте врать себе и другим. Это никакая не любовь к женщине. «Шпионка» как-то незаметно сама становится тем, о чем упорно старается шутить. А что это, если не поражение?
0
Сергей Задко 04 июня 2015
Like

Имя:
01 октября 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 августа 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 августа 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 июля 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 мая 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 февраля 2016