Уик-энд с "Гарри Поттером"
Бывают картины, которые могут нас удивить. А есть и те, которые просто ошеломляют, буквально сбивают с ног, переворачивая все каноны, в то же самое время, с первых и до финальных секунд, словно губка (не Боб!), неотступно впитывая наше драгоценное внимание... "Швейцарский нож" именно из такой категории. Это что-то с чем-то... это полная жесть!
Нет, по части "черноюморных" лент, способных парадоксальным образом смеяться над тем, что, по идее, смеху никоим образом не подлежит, у нее есть достойные предшественники - тот же легендарный "Уик-энд с Берни", от просмотра которого в свое время просто брали колики - настолько смешно, солнечно и убойно! Однако, данное творение идет в несколько иной жанровой нише, включает "неабиякий" философский подтекст... И это действительно очень сильно!
Ну что, смертнички, поехали?!..
Обращает на себя внимание и минимализм, заложенный в сюжете. Ну ничего лишнего! Когда-то восхищала кинговская "Игра Джералда", где из действующих лиц и деталей была лишь женщина, прикованная наручниками к кровати (любовник ненароком помер от приступа) в доме и... все. Остальное содержание спаяно из микроскопических действий и происходящего в воображении. Казалось бы, как из этого можно склепать цельный достойный сюжет на целую книгу?! Можно. Еще как можно! Да так, что просто дух захватывает во время прочтения. А мурашки идут по коже...
Примерно так же и "Швейцарский нож": есть "Робинзон" (Пол Дано), потерявшийся где-то на острове, есть труп (Дэниэл Редклифф - такого "Гарри Поттера" Вы еще не видели!), они потихоньку бредут домой... ничего больше. Но каков охват! И тем, и событий, и образов. "Разрыв шаблонов" гарантирован.
А Редклифф молодец - продолжает сниматься в нестандартном кино, создавая различные образы, далеко уходящие от "маленького волшебника". И "Женщина в черном", и сериал по Булгакову, и данная лента... Он уже доказал, что классный, талантливый актер, а вовсе не "мальчик одного образа".
Сам не создашь атмосферу вечера - никто ее не создаст...
Кто-то может сказать, мол, многовато "черного юмора" и пошлятины. Однако, по-моему, в данном случае все на удивление выдержано и в меру. Создатели не переступили черты известной тонкости и деликатности. Определенные "перегибы" не цель, но средство. Показать внутренний мир человека - в том числе. А газы... Ну, извините. Со всеми бывает. Рано или поздно.
Конечно, процесс съемок для Редклиффа и Дано наверняка был очень веселым... Впрочем, и просмотр под стать. Но не смехом единым - фильм оставляет после себя, как ни странно, какую-то доброту и грустинку, что-то цепляет в недрах души... Так бывает с по-настоящему качественными лентами.
Если честно, почти гениальное кино. При том, что за плечами режиссеров картины отнюдь не было километрового опыта. Просто у них все получилось.
Тут было бы даже странно подходить со стандартными мерками "рекомендовать - не рекомендовать"... Это маленький шедевр, причем довольно уникальный в своем роде. Поклонники черного юмора оценят вне всяких сомнений. Но даже для не причисляющих себя к таковым, лента способна оставить в душе след, поднять настроение, заставить задуматься. Парадоксальным образом - чрезвычайно жизнеутверждающая картина!