Долг платежом красен
"Коллектор"
Дивный моноспекталь в исполнении Константина Хабенского почти позволяет совершить невозможное и проникнуться долей сочувствия к непростой профессии коллектора, стяжающего долги с народонаселения. Но именно, что "почти".
Артур (персонаж Хабенского, единственный, кого мы именно увидим, а не услышим в этом фильме) далеко не рядовой коллектор, а из тех, что принято называть "элитными". Он весьма далек от каких-то моральных дилемм и сдерживающих факторов. Чтобы залезть в душу задолжавшему индивидууму и понудить его расстаться с излишками, он не стесняется любых методов. Готов прикинуться не только валенком, но кем угодно, включая покойного сына задолжавшего - для достижения цели, как говорится, все средства хороши. Вместе с тем, сам он уверен, что "просто делает свою работу".
Но в один прекрасный вечер (после трудного, но успешного рабочего дня) сам охотник внезапно становится жертвой и понимает, каково это - очутиться на обочине, быть брошенным и презираемым всеми... Подобно тому сбитому на дороге псу, что он сегодня подобрал и отвез в ветеринарку. Вот только шансов выжить у него почти нет...
Знаток человеческих душ и карманов оказывается "по ту сторону", и зритель почти готов ему сочувствовать. Не забывая, впрочем, о том, что его никто не заставлял выбирать именно эту профессию, не тащил за шиворот и не понуждал всеми правдами и неправдами (преимущественно) "давать выработку по клиентам" - ради премиального процента от начальника... Обогащаться на чужом горе и слезах.
"И кому же я мог так насолить? Давайте подумаем..."
Здесь можно возразить: ведь и должников никто не заставлял брать крупные суммы, а потом не отдавать. Ситуация двоякая и достаточно неоднозначная с точки зрения морали. Но ведь никто и не говорил, что будет легко...
Вся эта подноготная человеческих душ и взаимоотношений, суровое одиночество в мире волчьих законов и жестоких правил, очень хорошо показаны в картине Алексея Красовского, во многом благодаря блестящей игре Константина Хабенского. В манере минимализма передана не только довольно глубокая психология, атмосфера, но и сделаны определенные попытки прорваться к зрительской душе, подергав за чувствительные струны... Местами даже удачные. Вплоть до финала лента держит нить интриги, сохраняя необходимое напряжение, постфактум оставляет ряд вопросов, заставляет задуматься.
Без сомнения, хорошее кино. Любопытное, как минимум. Больше, конечно, напоминает театральную постановку с бенефисом одного актера, домашний просмотр в тишине по содержательности мало в чем уступит "большеэкранному" действу в кинозале.