Фільм Уявні друзі 2024

Жорж Мельес


Новости: Жорж Мельес

Неутомимый новатор

В свое время Жорж Мельес был необходимым связующим звеном между театром и кино, неутомимым новатором. В истории кино он навсегда останется как изобретатель развлекательного кино. Убедиться в этом смогут одесситы и гости города, которые 17 июля придут на Ланжероновский спуск, где в 21:00 начнется программа «Жорж Мельес: киноконцерт», в которую вошли 16 лент великого француза. Программа будет сопровождаться оригинальной живой звуковой дорожкой – импровизациями на пианино и мелодекламацией, причем в исполнении правнучки Мельеса Мари-Элен Лерисси и его праправнука Лоранса Лерисси.  А пока – немного истории.
Жорж Мельес родился в Париже в 1861 году. Не закончив средней школы, он вынужден был работать на обувной фабрике своего отца. После женитьбы в 1885 году Мельес переезжает в Лондон, где изучает искусство фокусников и изготовления различных механизмов.
В 1888 году Мельес приобретает с торгов здание театра «Робер Уден», где организует представления магии, небольших феерий и акробатики. Для выполнения многих трюков он сам изготавливает необходимые приспособления. Представления нередко заканчивались демонстрацией разрисованных фотографий, ведь Мельес готовится стать «отцом кинематографического зрелища».
После знаменитого показа «синематографа» братьев Люмьер в «Гран Кафе», который считается официальной датой рождения кино, Мельес обращается к братьям Люмьер с просьбой продать ему их аппарат, но те отвергают его предложение. Но Мельес не стал впадать в отчаяние и по чертежам английского оптика Уильяма Пола он изготовил собственный «кинетограф» и начал снимать фильмы, которые перфорировал вручную. Первые его фильмы не отличаются оригинальностью и во многом копируют первые фильмы братьев Люмьер или же сводятся к демонстрации различных фокусов.
Весомый вклад в развитие искусства кинематографа Мельес внес в 1896 году, когда решил создать «кино в театральном зрелищном виде». Он снял трюковой фильм, назвав трюки «фантастическими снимками». Произошло это во многом случайно, о чем сам Мельес вспоминал так: « Разрыв пленки, вызвавший остановку аппарата, которым я пользовался вначале, произвел неожиданный эффект. В тот день я просто снимал площадь перед Оперой, и чтобы разблокировать аппарат и вновь запустить его мне потребовалась буквально минута. Естественно, за эту минуту прохожие, омнибусы, машины переместились. Просматривая пленку, склеенную в месте порыва, я вдруг увидел, что омнибус, следовавший по маршруту Мадлен-Бастилия, сменился катафалком, и мужчины превратились в женщин.  Трюк с заменой (или так называемый «трюк с остановкой») был изобретен».
Основу развлекательного кино Мельеса составляла иллюзия, создаваемая комбинацией различных приемов, частично перенятых у театра (макеты, манекены, пиротехника). И все же Мельес придумал и кинематографические приемы: не только упоминавшийся выше трюк с остановкой камеры, но и двойное экспонирование (простое, многократное, на черном фоне, при помощи кашеты, затемнения), расплывчатость изображения и съемку в движении.
Стремясь добиться наибольшей зрелищности своих фильмов, Мельес понимал, что ему необходима студия, которую он и построил под Парижем в 1897 году. Она была чем-то средним между фотоателье огромных размеров и театральной сценой – это было помещение площадью 17х66 метров со стеклянной крышей, которая на 6 метров возвышалась над сценой, театральной ямой и всей необходимой театральной техникой. Теперь Мельес имеет возможность воплощать в своих лентах самые невероятные трюки, и он не лишил себя этого удовольствия: на этой его студии были произведено более 500 фильмов.
Публика в полном восторге от этого экстравагантного, смешного и нередко грубого кино, в котором действуют хитроумные приспособления («Исчезновение дамы в театре Робен-Уден», «Человек с резиновой головой», «Путешествие на Луну»); она ослеплена киноновостями, снимаемыми студией Мельеса («Коронация Эдварда VII»). Хотя пресса нередко протестует против фокусов Мельеса, назвав, например, «Коронацию» не более чем театральной проделкой.
Насытить кинематографическую программу театра «Робер Уден» было нелегко, и Мельесу приходится совмещать множество функций – продюсера, сценариста, постановщика, главного актера, гримера, декоратора, оператора, прокатчика.
 Но в то время кино уже превращалось в индустрию – появлялись студии (например, «Фильм д’ар»), сценарии становились более разработанными, появились настоящие режиссеры. А Мельес же продолжал упорствовать и налаживать свое кустарное производство, превратив иллюзию в самоцель, но так и не сумев избавиться от театральных условностей. В итоге бывший новатор устарел: после 1919 года его ранее весьма активная деятельность затухает, а последние свои фильмы он уже снимает для компании Шарля Патэ. После банкротства своей киностудии он открывает Эстрадный театр в Монтрее, а с 1925 года Мельес торгует игрушками на парижском вокзале Монпарнас. Как писал известный историк кино Жорж Садуль, в 1928 году его находят журналисты, организовывают его чествование и в 1932 году помещают в дом престарелых в Орли. Умер Жорж Мельес 21 января 1938 года.
Алексей Першко 4 июля 2011


Avatar
Имя:
7 мая 2024
cintia2008
cintia2008 (Киев) 09 января 2012 16:53
0

cintia2008 09.01.2012 18:52:33
Фильм для не равнодушных, не очерствевших сердцем! Прекрасная работа великого мастера о великом подвижнике кинематографа! Браво за то, что зал, наполненный детьми, взрослыми с ведрами поп-корна сидел тихо, вслушиваясь в каждую реплику, вглядываясь в каждый кадр и НИКТО не покинул зал до конца фильма!!!!! хотя многие, прочитав дурацкие анонсы типа "мальчик находит механизм, позволяющий ему властвовать над временем", шли смотреть очередной 3Д анимационный фильм. Получили огромное удовольствие от поистине рождественской истори!
.
cintia2008
cintia2008 (Киев) 09 января 2012 16:52
0

Фильм для не равнодушных, не очерствевших сердцем! Прекрасная работа великого мастера о великом подвижнике кинематографа! Браво за то, что зал, наполненный детьми, взрослыми с ведрами поп-корна сидел тихо, вслушиваясь в каждую реплику, вглядываясь в каждый кадр и НИКТО не покинул зал до конца фильма!!!!! хотя многие, прочитав дурацкие анонсы типа "мальчик находит механизм, позволяющий ему властвовать над временем", шли смотреть очередной 3Д анимационный фильм. Получили огромное удовольствие от поистине рождественской истори!
.

популярные новости


Самые прибыльные фильмы 2023 года Самые прибыльные фильмы 2023 года

«Братья Супер Марио в кино» заработали больше, чем «Барби».

7 мая 2024 112
Бокс-офис США. Открытие сезона блокбастеров Бокс-офис США. Открытие сезона блокбастеров

«Каскадер» возглавил прокат, но показал посредственные результаты.

6 мая 2024 212
Самые большие кассовые провалы 2023 года Самые большие кассовые провалы 2023 года

Проекты студии Disney заняли четыре места из пяти.

3 мая 2024 461
Трейлер фильма «Дэдпул и Росомаха» Трейлер фильма «Дэдпул и Росомаха»

Каждый заслуживает счастливого конца.

23 апреля 2024 689
Марго Робби нашла для себя новый комикс Марго Робби нашла для себя новый комикс

Актриса может сыграть в экранизации «Эвенджелины» Роба Лайфелда, создателя «Дэдпула».

1 мая 2024 462