Венеция: 60-е годы
60-е годы прошлого столетия стали одним из самых ярких периодов в истории Венецианского фестиваля.
Фестиваль 1960-го года вошел в историю как один из самых спорных из-за решения жюри: «Золотой лев» был вручен не выдающемуся фильму Лукино Висконти «Рокко и его братья» с Аленом Делоном в главной роли, а ленте французского режиссера Андре Кайатта «Переправа через Рейн». Публика в зале свистела в течении всей церемонии вручения приза и демонстрации фильма-победителя. Эта ситуация стала вторым разочарованием для Висконти на Венецианском фестивале: в 1954 году призом была обойдена его лента «Чувство».
В начале десятилетия фестиваль становится популяризатором глубокого обновления кинематографа: в рамках фестиваля создаются новые секции, призванные расширить и разнообразить поле деятельности. Именно здесь публика знакомится с английским free cinema, представленным такими лентами как «Вкус меда» Тони Ричардсона и «Лжец Билли» Джона Шлезинджера, и с французской Новой Волной, представленной лентами Жана-Люка Годара и Алена Рене.
Именно Венеция открыла миру таких молодых на тот момент итальянских режиссеров как Пьер Паоло Паззолини, Бернардо Бертолуччи, Паоло и Витторио Тавиани, Валерио Дзурлини, Марко Феррери, Марко Белоккио и Тинто Брасс. Здесь же режиссеры калибра Франческо Рози, Эрманно Ольми и Джилло Понтекорво подтверждают верность выданных им в 50-х годах авансов.
После споров 1960 года решения жюри последующих фестивалей бесспорны и достаточно смелы: в 1961 году «Золотой лев» вручается «Последнему лету в Мариенбаде» Алена Рене, а в 1962 году жюри решает вручить главный приз сразу двум фильмам – «Интимному дневнику» Валерио Дзурлини и «Иванову детству» Андрея Тарковского.
В 1963 году Венецианский фестиваль возглавляет профессор Луиджи Кьярини, который берет курс на коренную перестройку фестиваля: критерии отбора фильмов в конкурс становятся более строгими, чтобы противостоять натиску больших студий, стремящихся в первую очередь к коммерческому успеху их лент, а не к повышению их художественного уровня.
Одним из ключевых принципов политики нового руководства становится стремление к столкновению в конкурсе именитых режиссеров и постановщиков-дебютантов: в конкурсе участвуют ленты Жана-Люка Годара и Карла Теодора Дрейера, Ингмара Бергмана и Артура Пенна, Пьера Паоло Паззолини и Робера Брессона, Акиры Куросавы и Романа Поланского, Франсуа Трюффо и Роберто Росселини, Джозефа Лоузи и Милоша Формана. В 1967 году лауреатом «Золотого льва» становится «Дневная красавица» Луиса Бунюэля с Катрин Денев в главной роли.
Значительное место в конкурсе Венеции занимает и итальянское кино: здесь восходят «звезды» Клаудии Кардинале, Марчелло Масторянни и Моники Витти, а в период с 1963-го по 1966-й годы итальянские фильмы выигрывают «Золотого льва» четырежды подряд – в 1963-м лауреатом становится Франческо Рози с лентой «Руки над городом», в 1964-м – «Красная пустыня» Микеланджело Антониони, в 1965-м – «Туманные звезды Большой Медведицы» Лукино Висконти, а в 1966-м - «Битва за Алжир» Джилло Понтекорво.
Социальные волнения 1968-го года имели печальные последствия для Венецианского фестиваля, которому припомнили его фашистские корни. Это привело к тому, что с 1969-го по 1979-й год фестиваль проводится как неконкурсный, в 1973-м, 1977-м и 1978-м годах фестиваль и вовсе не проводился. Вернется «Золотой Лев» лишь в 1980-м году и сразу в двух экземплярах – им будут награждены ленты Луи Малля «Атлантик Сити» и Джона Кассаветеса «Глория».
Алексей Першко 4 августа 2011