Фильм британца Эндрю Хэя был показан на открытии 45-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость». Теперь возможность погрузится в него есть у всех желающих украинских синефилов.
Однажды Кэйт Мерсер (Шарлотта Ремплинг), бывшая учительница провинциальной начальной школы, обнаруживает, что ее супруг Джефф Мерсер, с которым она прожила в браке 45 лет, не совсем тот человек, образ которого она успела за это весьма продолжительное время сложить. Или – возможно – она не совсем та женщина, на которой 45 лет Джефф женился. И это «однажды» пришлось на тот день, когда в их уютный уединенный дом почтальон принес письмо со швейцарским штемпелем, в котором сообщалось, что где-то в Альпах в подтаявшем леднике найдено «хорошо сохранившееся тело». Предположительно – это Катя, предшественница Кэйт в сердце Джеффа, сорвавшаяся со скалы около полувека назад. После этого письма каждый из супругов, готовившихся к пышной вечеринке по поводу 45-летнего юбилея их брака, начинают свое расследование – психологическое погружение в свое прошлое и – одновременно – настоящее, в попытке понять главное – а были ли они (и остаются ли) друг для друга теми, кем привыкли считать.
«45 лет» Эндрю Хэя (мы умышленно раз за разом повторяем имя режиссера – его явно стоит запомнить) – кино очень и очень непростое по самым разным характеристикам. Непросто современному зрителю воспринять темпоритм ленты, который большинству покажется убаюкивающим, и лапидарная вселенная героев, до мельчайших деталей воссозданная на экране: все действие помещается в 6 дней (с понедельника по субботу) и разворачивается преимущественно в доме четы Мерсеров (это и неудивительно – важен не антураж, а внутренние миры героев). Непросто зрителю, еще не родившемуся тогда, когда исполнители главных ролей – блистательная Шарлотта Рэмплинг и чудный Том Кортни – начинали свои творческие карьеры: тогдашнее кино строилось зачастую на вдумчивых диалогах, побуждающих зрителя к сопричастности и размышлениям, и на нюансировке актерской игры. И, кстати, в последнем Рэмплинг и Кортни преуспели как мало кто в современном кинематографе (подтверждением чему – актерские призы этой экранной чете на последнем Берлинском кинофестивале). Давно не доводилось видеть в современном кино столь мастерски сыгранный психологизм – по-британски сдержанный (до чопорности), но непрестанно ощущаемый и являющийся настоящим драматическим скелетом всего фильма.