Фильмы про экзорцизм нельзя назвать уж слишком популярным жанром в мировом кинематографе, но все же время от времени они выходят на широкие экраны – и чаще всего это случается с наступлением эры Водолея, периода времени, когда вера в разум уступает вере в сверхъестественные силы. «Избави нас от зла» Скотта Дерриксона – один из знаков наступления этого времени.
Трое морских пехотинцев в какой-то пещере в Ираке сталкиваются с чем-то потусторонним и становятся носителями первичного Зла (как потом пояснит священник-неформал). По возвращении на родину они открывают малярную фирму (тоже, естественно, не без злого умысла) и начинают распространять то самое зло самыми зловещими способами. На следы их деятельности натыкается отошедший от католической веры сержант Сарчи (Эрик Бана), который обладает особым чутьем на потустороннее (как это ему объясняет все тот же священник-неформал), но пытается при этом расследовать чудовищные преступления традиционными полицейскими методами. Так бы эти злодеяния и остались нераскрытыми, если бы зловещие маляры не стали угрожать семье сержанта и не навязчивое присутствие отца Мендосы (Эдгар рамирес), который, в конце концов, наставил упрямого полицейского на путь истинный.
Скотту Дерриксону не впервой обращаться к теме потустороннего Зла и экзорцизма – она затрагивалась в таких лентах режиссера как «Синистер» и, особенно, в ленте «6 демонов Эмили Роуз» (в оригинальном названии этого фильма прямо указывалось на экзорцизм). Надо отдать должное режиссеру – руку он в этом деле набил (и весьма приличноJ. Но практически все фильмы на схожую тему (за очень редким исключением) страдают одним родовым недостатком – неизбежной предсказуемостью. Вот и в данном случае первый час фильма вполне способен впечатлить правильно сконструированной атмосферой, профессионально используемой камерой и крепким монтажом, но как только дело доходит до необходимости свести все к хоть сколько-нибудь вразумительному финалу, все неизбежно скатывается к бесконечным проповедям и очевидным результатам. Оригинальностью Деррикосну удалось блеснуть разве что в создании образа священника-неформала: его отец Мендоса постоянно ходит в черном кожане, не гнушается стаканчиком виски (двойным) и крепкой затяжкой отменного виргинского табачка. Но чтобы стать хоть сколько-нибудь выдающимся фильмом в указанном выше жанре это все-таки недостаточно. Аминь.