Храбрая печень
Мэл Гибсон как никто другой познал блеск и нищету Голливуда на собственной шкуре. Казалось бы, вот он, заслуженный "храбросердист" и "безумный Макс", мэтр жанра с безупречной улыбкой на лице, доподлинно знающий чего хотят женщины, более, чем успешно, пересевший в режиссерское кресло и снявший "Апокалипсис" и "Страсти Христовы", фильмы, тепло встреченные как зрителями, так и критиками (что редкость), обласканный любимец публики, "Мэверик" всея Америки... Как вдруг - семейные разборки, досадные слухи, пятна на репутации, и... где Мэл Гибсон?.. А кто такой Мэл Гибсон? А может "мальчика"-то и не было?..
Но он был, есть, и, смеем надеяться, будет быть. Просто взял небольшую передышку для успокоения души. Которая все так же мятежна и требует бури, чему подтверждением - очередная лента Мэла, которую он спродюсировал и сыграл в ней главную роль. "Чернокомедийный" трэш, замаскированный под боевик, "Веселые каникулы".
Не знаю, почему все сразу вдруг решили, что фильм символизирует неугасимое "дыхание 90-х". По-моему, из этих благословенных годов, подаривших нам целый пласт культуры, здесь разве что сам Гибсон, а сама лента если и преследует цель подарить нам "дежавю", то как-то так попутно, одной ногой, парочкой экивоков на жанровые штампы. Что не редкость даже для самых "нео-продвинутых" картин. А так, признаться, острого приступа ностальгии благодаря "Каникулам" не ощутил, хотя и не отказался бы от такого удовольствия...
Основная проблема этого фильма и, прежде всего, гибсоновского сценария, сдается мне, заключается в том, что он так и не решил, какой стезей пойти: то ли чисто трэшевой, по типу "Мачете" и иже с ним, то ли классического боевика с морем крови, пива и дебилистических шуточек. Фильм разрывается на оба направления. В результате мы получаем несколько невразумительную смесь, щедро приправленную авторской самоиронией и наигранной жестокостью действия. И все оно как бы не страшно, фильм смотрится, но вот стройности повествования и капли здравого смысла, что спасает не лошадь, но зрителя, ему ой как не хватает.
Судите сами: Гибсон играет киллера-американца, "гринго", угодившего в мексиканскую тюрьму, где все не как у людей: заключенные разгуливают где хотят, с оружием и наркотиками, порядки дикие, а стоит за всем местный мафиози, что нуждается в пересадке печени, а донором должен послужить маленький мальчик с редкой группой крови. С ним-то и "скорешится" Гибсон и не даст свершится "доктороморошным" планам негодяя. Откровенная "замыленность" сюжета, ненатуралистичность "тюрьмы" и "их нравов" вкупе с каким-то странным персонажем Гибсона (то в жар, то в холод) делают свое черное дело, фильм смотрится с возрастающим недоверием, в результате многие неплохие сцены и юмор как-то теряются на этом фоне, а диалоги Гибсона и мальчика, напротив, режут слух, хотя ничего сверхкрамольного в них нет.
"Опереточность" действа, в котором Гибсон разве что головой стены не проламывает, также вистов не добавляет. Хотя, справедливости ради, в привычном обаянии Мэлу и его герою не откажешь. Актеры играют достаточно неплохо, да и досмотреть до конца, несмотря на прозаичность финала, точно морских вод в спокойный день, когда дно просматривается издалека, все равно хочется.
Глянуть этот фильм можно. Хотя я, например, прекрасно понимаю, почему в Америке его не выпустили в большой прокат, и вовсе не "изгойство" Гибсона здесь виной. А дерганый слабенький сюжет класса "Б". Ту же иронию донести не расплескав как-то не удалось, большей частью прослеживается лишь "карикатурность", а боевик "сварен" недостаточно крепко, чтобы делать на этом упор.
Скажу больше: если б не Гибсон и его привычно забавная мимика, то здесь нечего было бы смотреть. С другим главным актером кино бы просто "потерялось". Но поскольку он есть, то кое-что эта карина все-таки представляет из себя, и в плане задумки, и исполнения. И, наверное, огульной критики все-таки не заслуживает. Однако, ожидать от Мэла, с другой стороны, можно было и большего...