Белесое солнце Ирландии
Фильм «Страж» Джона Майкла Макдонафа является чуть ли не самым многострадальным в смысле перевода его названия. Как только его не именовали: «И однажды в Ирландии», и «Залечь на дно в Дублине». На наши экраны он выходит под названием «Ирландец». Что, впрочем, совершенно не мешает фильму быть весьма пристойным, притом, что каждое из названий имеет отношение к его сути.
При всей яркости главного персонажа – сержанта полиции Герри Бойла в исполнении блистательного Брендана Глисона – вряд ли ленту стоит считать эдакой антропологической зарисовкой среднестатистического ирландца, а главный конфликт ее усматривать в противостоянии города и деревни (читай – США и Ирландии). Сам Макдонаф-старший неоднократно заявлял, что, задумывая фильм, он вдохновлялся американским кино 70-х годов прошлого столетия с его неполиткорректными героями в духе Грязного Гарри и черным юмором. Немало своих кодов «Ирландец» позаимствовал и у вестерна, в том числе – и типажи главных героев, и своеобразный юмор в духе Престона Стерджеса и Джона Форда. Как и в лучших образцах кинематографа обозначенного периода Макдонаф смешивает и драму, и комедию, и полицейское кино, что придает его фильму некоторую поэтическую и меланхолическую тональность. И отсюда и выбор исполнителя главной роли – именно актер ранга и возраста Глисона только и мог сыграть в этой тональности. Можно даже утверждать, что без него эта лента просто бы не состоялась. При всей интернациональности своих источников «Ирландец» остается исключительно ирландским фильмом (пардон за тавтологию;). «Ирландскость» эта и в шуточках вроде той, что «расизм – часть ирландской культуры» и насчет гаэльского (или ирландско-гэльского, если угодно) языка, и в одной из главных музыкальных тем ленты, звучащей в Hooker bar (ее впервые исполнили в 1726 году, а относительно недавно она входила в репертуар группы The Pogues).
Не мог «Ирландец» и избежать сравнения с лентой «Залечь на дно в Брюгге»: и сняты эти ленты братьями, и главные ролы в них играет Брендан Глисон, и по духу они весьма близки. Вот только если фильм Макдонафа-младшего к концу только раскручивается и расцветает, то лента его старшего брата после бодрого начала все больше превращается в эдакое бадди-муви (хотя, скорее всего, намеренно), а заканчивается и вовсе как геройское кино. Хотя и это вполне в духе образцов, на которые ориентировался режиссер, да и легкая дымка, напущенная им в конце, не дает фильму окончательно превратится в нечто излишне слащавое. В общем – приятного просмотра.