Орлы прилетели
Выбравшийся на волю дракон Смауг недолго дебоширил в Озерном городе. Оставшиеся в живых жители во главе с Бардом (Люк Эванс) отправляются к горе Эребор, чтобы забрать у окопавшихся там гномов свою часть сокровищ. Впрочем, они не одиноки - в этом же направлении движутся войска эльфов под командованием короля Трандуила (Ли Пейс) и армия орков, которой руководит Азог. Торин Дубощит (Ричард Армитедж), впрочем, не спешит расставаться с богатствами - он готов воевать. У подножия Одинокой горы состоится эпическое сражение, во время которого падут многие славные воины. Примет в нем участие и хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман), который отчаянно пытается примирить гномов, людей и эльфов.
Очередная трилогия Питера Джексона подходит к концу, давая четкий ответ на вопрос - а стоило ли вообще затевать эту экранизацию? Из скромной книги Джона Р.Р.Толкина режиссер выткал грандиозное полотно - пестрое, эффектное и, что самое главное, практически безотказно работающее с любой зрительской аудиторией. Ровно тут случай, когда кинопроизводство - это, безусловно, индустрия, сам фильм - аттракцион без какой-либо подоплеки, но критиковать проделанную работу не поворачивается язык. И не только из уважения к чужому труду - пожалуй, именно так и нужно снимать сказки.
"Битве пяти воинств" не нужны прологи, она не нуждается в пояснениях, времени на раскачку нет - огнедышащий монстр взлетает в небо, сея хаос и разрушение и задавая тон бешеной экскурсии по полю брани. Если первые две части были своеобразными роад-муви с приключенческими вставками, то теперь дело дошло до кульминации, и размениваться на пустопорожние разговоры не имеет смысла. Нет, герои, конечно, говорят, однако ровно столько, сколько того требует драматургия. Да-да, именно драматургия.
Любовный треугольник между Тауриэль, Леголасом и Кили по-прежнему смотрится неубедительно, но блестящий выход удается Ричарду Армитеджу, который придает новые краски своему Торину. Обуянный жаждой власти и богатства царь гномов красочно впадает в безумие, привнося трагическое напряжение в, казалось, бы незамысловатую историю. Впрочем, спекулировать на этом никто не собирается - все-таки затевалось все ради хорошей драки.
Практически беспрерывное сражение длиной примерно в полтора часа - аналогов и не вспомнишь. Смешались в куче все: люди и эльфы, орки и гномы, варги, боевые кабаны и лоси, орлы и летучие мыши. Эпизодический, но бесспорно запоминающийся выход Кейт Бланшетт и Кристофера Ли, едва ли вписывается в канву повествования, но срывает аплодисменты - уж слишком хорошо поставлен. Леголас Орландо Блума все еще пренебрегает законами гравитации, мерзкий Альфрид в одиночку отвечает за юмор - пусть поверхностный, но все же необходимой. Что касается Мартина Фримана, то после его работ в "Шерлоке" и "Фарго" кажется, что даже хоббита он играет с внутренним надрывом. Правду говорят, что только поначалу нужно работать на авторитет.
Если грачи, как правило, символизируют наступление весны, то стая гигантских орлов подводит жирную черту под эпической сагой. "Орлы прилетели", - только и остается сказать Бильбо. Эмоциональный посыл этих слов, как ни странно, не менее сильный, чем прощальных титров, где перечисляются все те, кто принял участие в удивительном приключении. Современные блокбастеры, как доказывает Джексон - это не все-таки не только бизнес. Настоящий рассказчик любит своего зрителя.