Финн Тимо Вуоренсола, автор трешевой пародии на «Звездный путь», сняв «Железное небо», создал не столь примечательное кино, сколь – не побоимся пафоса – социологический феномен.
История «Железного неба» - фильма о нападении на Землю нацистов, обосновавшихся после 1945 года на обратной стороне Луны – началась с трейлера, размещенного на страничке будущей ленты в одной из социальных сетей. Там же предлагалось всем заинтересовавшимся помочь реализации проекта финансово. Это уже потом к проекту присоединились различные европейские фонды поддержки кино, а в целом бюджет удалось довести до 7 с половиной миллионов долларов. И на эти незначительные по голливудским меркам деньги авторам удалось создать примечательное кино – образчик стим-панкового треша, замешанного на пародиях целой кучи лент: от «Доктора Стрейнджлава» великого Стенли Кубрика до лент с участием братьев Вайансов и фильмов-катастроф а ля «День Независимости» и «Армагеддон». К конечному результату, который выходит на наши экраны, можно отнестись по-разному: шутки в фильме не всегда на высоте, да и ритмически лента порой прихрамывает на обе ноги. Но при этом картинка получилась весьма приличная, а уж дизайн нацистской лунной станции способен приковать к себе взгляды многочисленных фриков (вместе с гиками) на многие часы. И раз уж речь идет о социологическом феномене (и примере становления новой модели финансирования кино), то стоит обратить внимание на изрядную долю свободы авторов в трактовке нынешней геополитической ситуации в мире и роли, которую играет в нем Соединенные Штаты. То, с какой легкостью авторы проводят однозначные параллели между нацизмом и так называемой американской демократией, вызывает, как минимум, уважение. А если предположить, что рядовые фаны, длинный список которых приводится в финальных титрах, участвовали в создании фильма не только финансово, но и предлагали авторам свои сценарные идеи и ходы, то получится, что фильм – очень нелицеприятный для Соединенных Штатов срез массового сознания населения остального мира. При этом «Железное небо» не является политическим манифестом, а достаточно легко воспринимаемой комедией с качественной картинкой, хорошими актерами под соусом из острого юмора и музыки небезызвестной словенской группы Laibach. Так что призывать массово идти в кинотеатры на просмотр этой ленты мы не будем, но вот обратить на нее внимание все же осмелимся.