Пол Гринграсс снял свою третью картину из франшизы о потерявшем память суперагенте Джейсоне Борне, в которой продемонстрировал не только наличие у него прежней режиссерской формы, заслуженно принесшей двум предыдущим частям франшизы о Борне его авторства звание лучших. Так же фильм «Джейсон Борн» показал, что возвращение памяти не всегда означает понимание происходящего.
Джейсон Борн (Мэтт Дэймон, также продюсер этой ленты), вспомнив все (ну, или почти – иначе, о чем бы можно было снимать очередную ленту франшизы) теперь пытается все забыть – он старается не показываться на радарах ЦРУ, зарабатывая на жизнь нелегальными боями без правил где-то на границе Греции и Албании. Но прошлое, как водится, не дает о себе забыть – на сей раз оно является в обличье старой подружки Никки Парсонс (Джулия Стайлз), которая намеревается устроить очередной скандал в Интернете в духе Джулиана Ассанджа или же Роберта Сноудена и тем самым «светит» Борна в широко раскинутых ЦРУ сетях с мелкими ячейками. Так и начинается очередное лихорадочное путешествие Борна по Европе в поисках очередных кусочков своего прошлого и мести тем, кто это прошлое так испоганил. Походя он так же срывает коварные планы директора ЦРУ (Томми Ли Джонс) по масштабному нарушению приватности едва ли не каждого живущего на Земле через некую социальную сеть Deep Dream (как это название лучше перевести – «Заветная мечта» или же «Глубокий сон» - решать вам).
Повторимся – Пол Гринграсс в очередной раз в своем «Джейсоне Борне» демонстрирует, что заслуженно считается чуть ли не революционером жанра шпионского боевика: все компоненты его авторского стиля остались на месте – чтобы убедиться в этом, стоит лишь посмотреть всего две сцены погонь из «Джейсона Борна» - в Афинах и в Лас-Вегасе. Так мало кто из ныне живущих его собратьев по профессии умеет снимать и монтировать. Под стать визуальному стилю ленты и актерская работа: тут привычно выделим Мэтта Дэймона, не теряющего актерскую и физическую форму, и Венсана Касселя, внешность которого приобрела явно выраженные демонические черты. Казалось бы, в очередной раз в «Джейсоне Борне» затрагиваются весьма актуальные темы, главная из которых – жертвы, на которые стоит идти рядовым гражданам, поступаясь частью своей приватности в пользу государства, которое должно бы защищать их от всякого рода террористов (глобальных и не очень). Но, как и всегда, Гринграссу и его собратьям (а, значит, и героям их лент)не хватает радикальности: они, широко размахнувшись, в итоге валят всю вину на отдельных злодеев (вроде директора ЦРУ). Ведь очевидно, что этот директор – лишь порождение государственной машины, которая, прикрываясь наиболее подходящими к моменту лозунгами будет всегда стремиться к максимальному контролю над своими гражданами. И тем самым порождать еще больший хаос. Кажется, герой Дэймона к концу ленты начинает смутно об этом догадываться, но, наверное, надо быть не Плом Григрассом, а Оливером Стоуном, Майклом Муром или, на худой конец, Шоном Пенном, чтобы сделать из увиденного и показанного более радикальные и логичные выводы.