Украинскому зрителю предлагается посмотреть фильм «Это просто конец света», который сам автор – канадский (а если быть точнее – то квебекский) супервундеркинд Ксавье Долан – считает лучшим во всей своей фильмографии. Надо отметить, что подобные самоуверенные заявления автора ко многому его самого же и обязывают – он к своим 27 годам успел снять 7 полнометражных фильмов, ни один из которых не был обойден вниманием крупнейших кинофорумов мира.
Луи (Гаспар Ульель), известный писатель, пораженный некой смертельной болезнью (какой именно зритель так и не узнает), после двенадцатилетнего отсутствия возвращается в родной городок, чтобы объявить своей семье о своей предстоящей кончине. Но семья, не уведомленная о причинах возвращения блудного сына и брата, воспринимает поначалу этот визит как радостное событие и соответствующим образом к нему готовится – мама (как всегда великолепная Натали Бай) вырядилась так, что ее домочадцы упрекают ее в травестировании, младшая сестра (Леа Сейду) настолько извелась (от радости?), что не может оторваться от очередного косячка, а старший брат (Венсан Кассель) очевидно тоже от нервов гаркает на все что движется. В общем, встреча моментально превращается в бедлам и ор, за которым собственно и теряется главная причина, ради которой Луи вернулся домой. А в результате всего этого переполоха и смятения чувств пострадает лишь птичка – да и та лишь из раритетных настенных часов с кукушкой.
Те из любителей кино, которые уже давно знакомы с творчеством Ксавье Долана, с первых же кадров «Просто конца света» сразу же опознают руку мастера: и тема (отношения внутри семьи, причем не всегда благополучной) давно излюблена режиссером, и камерность, порой доводимая до клаустрофобии, тоже на месте. Вот только так называемый месседж автора читается как-то смутно, теряясь в бесконечных водопадах реплик, нескончаемых крупных планах замечательных актеров (к ним никаких претензий нет – видно, что даже Кассель с Бай порой не совсем понимают, портрет каких персонажей им нужно создать) и громогласном саундтреке, не всегда уместно поддерживающем визуальный ряд. А, возможно, Долана сгубило стремление сказать что-то глобальное и всеобъемлющее и использование театральной пьесы Жана-Люка Лагарса, умершего от СПИДа еще в 1995-м году. Хотя на вкус и цвет товарища нет: лента Долана традиционно понравилась в Каннах (Гран При жюри) и французским зрителям (около миллиона проданных билетов).