2009-й стал хорошим годом для научной фантастики. Порадовал пусть и достаточно попсовый «Звездный путь», очень крепко удивил «9-й район», а тут еще и «Пандорум» случился.
На гигантском космическом корабле «Элизиум» (для недогадывающихся – часть подземного царства, обитель душ блаженных, Елисейские поля) в калустрофобической кабинке просыпается от анабиоза капрал (Бен Фостер), а следом за ним – и лейтенант (Дэннис Куэйд), которые, прорываясь сквозь анабиотическую амнезию, начинают догадываться, что с кораблем не все в порядке, а для его спасения необходим ручной перезапуск ядерного реактора. Капрал и берет на себя эту ответственную миссию, на пути к выполнению которой встреченные гуманоиды и не очень окажутся не самым страшным препятствием.
Авторы фильма умудрились напичкать в этот фильм и кучу психологических проблем – от клаустрофобии с никтофобией до шизофрении с паранойей, - сумев при этом сделать это максимально эффективно. Снимая формально всего лишь очередную бегалку по космическому кораблю, режиссер Альверт исхитрился напомнить своим фильмом и «Спуск», и «Обитель зла», и «Солярис» Тарковского, и «Чужих» разлива Ридли Скотта. В итоге получился пусть и не совсем оригинальный продукт, и продукт не совсем ровный, но радующий своей энергией (чему не в последнюю очередь способствуют современный монтаж и крепкая работа актеров – и Фостера в первую очередь) и тем, что он является неглупым срезом человеческих страхов и человеческой натуры в целом.
И еще «Пандорум» - отличный повод вставить очередные пять копеек Голливуду: фильм несет на себе отчетливый отпечаток европейского мышления – вся творческая группа за исключением актеров родом из Германии. В этом смысле – виват Старому Свету! Пусть это и помешает фильму сделать большую кассу, но будет явно способствовать приобретению им культового статуса (в хорошем смысле слова).