В ночь с пятницы на субботу
Ведущий популярного интернет-подкаста Уоллес Брайтон (Джастин Лонг) отправляется в Канаду, чтобы сделать репортаж о парне, который отсек себе ногу самурайским мечом. Но вот беда - бедняга свел счеты с жизнью и оставил подкастера без материала. Отчаявшийся Брайтон уже собирается возвращаться домой, однако натыкается на интересное объявление: старый моряк готов поделиться историями о своих путешествиях. Все бы ничего, но мистер Говард Хоу (Майкл Паркс) не в ладах с головой, и, к несчастью для Уоллеса, отменно владеет мастерством хирурга.
Преданные поклонники творчества Кевина Смита говорят, что он снимал "Бивня" для подготовленной аудитории, которой понятны абсолютно все шутки, концепт и вообще посыл фильма, если таковой, конечно, имеется. Такие слова сами по себе уже звучат, как оправдание - сильная работа в них не нуждается. Впрочем, если постановщик действительно целился исключительно в фанов, то черт с ним - "кино для своих", так и запишем. Но почему-то кажется, что Смит рассчитывал захватить куда более широкий пласт аудитории и промахнулся.
В Голливуде Кевина ценили за то, что он был честен со зрителем - в героях его ранних работ легко можно было узнать себя, своих друзей и знакомых, болтающих обо всем и ни о чем, поднимающих философские вопросы мироздания и тут же, в мгновение ока, переключающихся на обсуждение прелестей проходящей мимо красотки. Но в какой-то момент Смит решил, что пора открывать для себя новые горизонты, причем выбрал для этого не самый очевидный жанр хоррора. Так появился "Красный штат", за ним последовал "Бивень" - работа в куда большей мере комедийная, чем предыдущий проект режиссера, и от того еще более странная.
Здесь не говорят, но разглагольствуют, не шутят, но паясничают и зубоскальничают. Дешевый бурлеск. Сумасбродный пасквиль. Оригинальная и, в то же время, отвратительная зарисовка из жизни пациентов психбольницы. Напыщенная безвкусица, которой, тем не менее, преподает себя изысканным произведением. Вдвойне обидно от того, что в "Бивне" просматривается фирменный почерк Смита и заметны действительно интересные задумки, реализация которых отходит на второй план, уступая место на авансцене нарочитой мерзости.
Камера не зря иногда забывает, что способна менять ракурсы, и замирает на Майкле Парксе - ветеран выдает прекрасный перфоманс, легко укладывая на лопатки всех остальных коллег по съемочной площадке. В том числе, и "канадского инспектора" - секрет уже давно раскрыт, но, возможно, под слоем грима и за нелепым акцентом кто-то все-таки не узнает приглашенную звезду. Паркс буквально упивается ролью изощренного безумца и придает происходящему фарсу толику истинного мастерства. Впрочем, это едва ли понижает градус абсурда, скорее, подчеркивает его.
"Бивень" не пугает и не смешит. Нетривиальная и, прямо скажем, интригующая идея могла быть подана куда более изысканно, возьмись за нее кто-то другой. Смит по-прежнему остается "парнем из дома напротив", с которым можно выкурить косячок и выпить пива. Такому идея снять фильм про превращение человека в моржа может прийти только в ночь с пятницы на субботу. И утром о ней лучше благополучно забыть.