Гран-гиньоль по-вампирски
Шведские режиссеры Марлинд и Стейн, вольно или невольно, превратили четвертый фильм франшизы «Другой мир» в практически в идеальный образчик позабытого жанра – гиньоля, сиречь кровавой и пошловатой комедии. Так что их по праву можно считать людьми, возродившими жанр.
Более того, Марлинда и Стейна в равной степени можно считать и могильщиками если не всего жанра вампирского кино, то людьми, закрывшими его на какое-то время. Конечно, почитателей еще ожидает впереди завершающая часть сумеречной саги, да и финал «Пробуждения» оставляет открытыми столько сюжетных линий, что можно ожидать и продолжения, но этот фильм представляется вершиной этого жанра, его квинтэссенцией, прекрасной в своей нелепости и идиотизме. Причем нелепость и идиотизм в их максимально концентрированном виде перемещает ленту за грань добра и зла, вкуса и безвкусицы – в общем, по истине в другой мир. И вопрос лишь в том, стремились ли авторы к этому сознательно – тогда честь им и хвала, а если же это делалось с позволения сказать на полном серьезе, то в пору задуматься об их интеллектуальном уровне и психическом здоровье. Хотя Марлинду энд Стейну предстояло решить непростую задачу: ужайшие жанровые рамки, ограниченный набор персонажей, который надо сохранить до следующей серии, заранее заданная изобразительная эстетика. Наверное, именно поэтому фильм у них получился краткий как удар вампирского хлыста, с минимумом диалогов и максимум действия. Весь сюжет данного произведения выстраивается вокруг инцестуальной составляющей в жизни Селин, причем во всех трех временных пластах – прошлом, настоящем и будущем (что будет обыгрываться в последующих сериях). Еще одна проблема как этой ленты, так и ее предшественниц – визуальная эстетика, то есть вечная темнота (оно и понятно, когда речь идет о вампирах) и практически непрекращающийся дождь, что крайне усложняет восприятие ленты – достаточно четко видны только лишь лица персонажей на крупных планах. И пресловутое 3D как то теряется в этих условиях. В общем, не будем давать никаких рекомендаций, ведь почитатели жанра в целом и этой франшизы в частности итак пойдут смотреть этот фильм, а зритель с другими предпочтениями в любом случае этого не сделают. Ведь вдумчивый зритель сможет (если очень и очень постарается) услышать в начале фильма одну мыслишку насчет того, что в однополярном мире люди так или иначе должны найти врага (им, как вы понимаете, и становятся вампиры и ликаны), но скорее всего она осталась в фильме толи по недосмотру, толи по недомыслию.