Известный голландский мастер Алекс ван Вармердам снял ленту неоднозначную и предполагающую множество вариантов ее трактовок. Одна из возможных интерпретаций – это фильм на тему нашествия варваров, которая уже неоднократно поднималась в мировом кинематографе.
В утреннем лесу идет охота на таинственных незнакомцев, живущих в неком подобии партизанских землянок. Охота эта оканчивается неудачей, и вскоре один из этих незнакомцев, чем-то отдаленно напоминающий христианского мученика, стучится в дверь солидного загородного дома с просьбой о приюте. Сердобольные обитатели этого дома и не подозревают, какие испытания ожидают их в самом ближайшем будущем.
Сразу оговоримся, что лента Вармердама рассчитана в первую очередь на зрителя хотя бы насмотренного и отдающего предпочтение артхаузу перед мейнстримом. Чтобы составить себе первое впечатление о «Боргмане» достаточно представить себе (гремучую) смесь из сатиры на буржуазию в духе Бунюэля, таинственного и необъяснимого чувства тревоги из ранних лент Михаэля Ханеке и абсурдистского юмора шведа Роя Андерсона. Полученная в результате микстура элегантна, интригующа и порой гомерически смешна. Уже упоминавшаяся стартовая сцена «Боргмана», в которой вооруженный дробовиком священник с двумя компаньонами ищут в лесу заглавного персонажа и его подручных уверенно вошла в число самых интригующих и энергичных сцен конкурса прошлогоднего Каннского фестиваля. Не откладывая дела в долгий ящик, Вармердам ставит основной вопрос ленты — кто такой Боргман? Вампир или простой бродяга? Основатель очередной секты или же сам дьявол во плоти? Или же он — вождь полчищ новых варваров, заполонивших так называемый цивилизованный мир, умело пользуясь царящим в нем либерализмом? Вопросы эти так и останутся без ответов (по крайней мере, лобовых и очевидных), как останутся загадкой и истинные намерения Боргмана. Прекрасно снятый в Cinemascope, чудесно сыгранный (особо отметим исполнителя заглавной роли Яна Бийвута), фильм оставит благодарного зрителя с целым ворохом вопросов того рода, которые заставляют работать мозг длительное время спустя после его просмотра и дают обильную пищу для размышлений. А дабы мозг работал интенсивно и продуктивно еще во время просмотра, не стоит отвлекать его поеданием поп-корна и потреблением прочих субстанций, которые почему-то принято считать неизбежными атрибутами современного кинотеатра.