Сэллинджер кинематографа
Теренс Малик. Часть 1
Американского режиссера Теренса Малика многие специалисты называют «Сэллинджером кинематографа» - не только за то, что он после двух успешных фильмов 70-х годов прошлого столетия погрузился более чем в 20-летнее молчание, но и потому, что он подобно этому писателю больше внимания уделял созданию атмосферы, настроения и изобразительной культуре своих экранных произведений, а не сюжету (хотя и он все же в них присутствует).
Вся жизнь режиссера, начиная с рождения, окутана завесой тайны: известно, что родился он 30 ноября 1943 года, но место его рождения варьируется – по одним источникам это Вако (штат Техас), по другим Оттава (штат Иллинойс), по третьим Бартлсвиль (штат Оклахома). Малик закончил философский факультет престижнейшего Гарвардского университета, где принадлежал к студенческому сообществу Phi Beta Cappa, и киношколу университета Южной Калифорнии. В кино Малик дебютировал короткометражкой Lanton Mills, и, по слухам (его имя не указано в титрах), написал сценарии к режиссерскому дебюту Джека Николсона «Он сказал: поехали!» и к знаменитому полару Дона Сигела «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом в главной роли.
В 1973 году Малик дебютирует в полнометражном кино лентой «Пустоши» («Badlands») – триллером, основанном на реальной истории «веселого убийцы» 50-х годы Чарльза Старквезера и его подружки Кэрил Фьюгейт. Они вдвоем странствовали по Америке (в фильме – под именами Кит и Холли), оставляя за собой кровавый след. Однако режиссера интересовало в первую очередь не само насилие, а взаимоотношения юных (25 и 15 лет) и по-своему романтичных героев, полное отсутствие у них каких-либо моральных устоев и нравственных принципов. Умелое пародирование режиссером условностей жанра классического роуд-муви о паре убийц-любовников, противопоставивших себя обществу, в сочетании с умелой игрой актеров (с этой ленты началась известность Сисси Спейсек, сыгравшей Холли), мрачной атмосферой, создаваемой натурными съемками пустошей, лишенных растительности, как герои – этических установок, и необычными диалогами привлекло к фильму интеллектуальную публику. В 1973 году лента получила первую премию на фестивале в Сан-Себастьяне.
Через 3 года Малик снимает свой второй фильм – «Дни жатвы» (Days of Heaven). Снова действие разворачивается на бескрайних просторах Америки (на этот раз – на Среднем Западе), и снова в центре – история человеческих взаимоотношений, только на этот раз главные герои образуют своеобразный любовный треугольник. В этой ленте особо ярко проявилась едва ли не главная характерная черта авторского стиля Теренса Малика – особое внимание к изобразительной стороне фильма и стремление работать преимущественно на натуре. Невероятно снятые оператором Нестором Альмендросом натурные сцены придали картине фантастическую визуальную красоту. Правда, Малик порой заигрывался, что и дало повод некоторым критикам насмешливо говорить, что в «Днях жатвы» актеры соперничали с пшеничными полями и последние выиграли. Что, наверное, не совсем верно: с этого фильма началась мировая слава Ричарда Гира. А титанические усилия режиссера были увенчаны призом за режиссуру на Каннском фестивале и премией нью-йоркских критиков.
Другой бы на месте режиссера бросился бы развивать успех, но именно после «Дней жатвы» и начинается 20-летний перерыв в режиссерской карьере Теренса Малика.
Алексей Першко 26 мая 2011