1612 (2007)
Описание фильма 1612
историческая справка:
Смутное время – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса в России. Начало ему было положено смертью Ивана Грозного и катастрофическим голодом 1601-03 гг. В результате династического кризиса после смерти Бориса Годунова (1605) и убийства его сына Фёдора Борисовича трон занял Лжедмитрий I (1605-06). Свергнувший самозванца Василий Шуйский стал царем и сумел подавить народное восстание под руководством Ивана Болотникова в 1606-07 гг. Однако в 1608 году Москва была осаждена отрядами Лжедмитрия II, для борьбы с которым Швеция предоставила наёмное войско. Благодаря действиям воеводы Михаила Скопина-Шуйского была снята осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы. В сентябре 1609 года войско Речи Посполитой осадило Смоленск. Летом 1610 года шведские войска подступили к Новгороду и Пскову. Ряд поражений русских войск привёл к свержению Василия Шуйского. Власть перешла к “Семибоярщине”, по инициативе которой на русский трон был призван польский королевич Владислав, а в октябре того же года Москву занял польский гарнизон. Патриотическое движение под лозунгом избрания “исконного” государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения, начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу. Началась подготовка к Земскому собору, который в 1613 году избрал царём Михаила Фёдоровича Романова.
о фильме:
1
Первый вариант сценария АРИФА АЛИЕВА назывался «Самозванец». Однако оно не совсем отвечало идее. Попробовав несколько названий, в частности «Смутное время», решено было остановиться на цифровом «1612-ый», которое позже трансформировалось в «1612».
«Мы довольно рано пришли к этому цифровому названию. Это, скорее всего, не магия чисел, а некая математическая закономерность, цифровое устройство мира. В истории российской мистическая составляющая очень сильная – вообще в истории человечества, но в России, может быть, в большей степени. 1612 это некая комбинация цифр, некий шифр, код. Мне нравится это название. Здесь еще такая игра – у Никиты Михалкова «12», у нас – «1612».
(Владимир Хотиненко)
2
Жанр картины – приключенческий фильм на историческую тему - был определен сразу. Акцент решено было сделать на зрелищность. К сожалению, информация о Смутном времени достаточно противоречивая и наиболее достоверные источники – воспоминания иностранцев, побывавших в России на рубеже 16-17 века.
Несмотря на это в «1612» есть несколько реальных эпизодов, сделанных с максимально точным следованием историческим первоисточникам: убийство семьи Годуновых, присяга бояр королевичу Владиславу и масленица Лжедмитрия. Для эпизода масленицы по сохранившимся описаниям специально была воссоздана крепость на колесах, получившая в народе прозвище «Ад».
«Исторической правды не существует – существует только исторический миф. Миф живут дольше, чем исторические факты. Я изучил довольно много разных источников. У нас была задача – заинтересовать. Слишком большое количество исторических фактов могло бы просто перегрузить картину – это было бы неинтересно. Мы с автором сценария и продюсерами решили, что будем делать вымышленную историю. У нас присутствуют всем известные исторические персонажи – Пожарский, Минин – но они у нас на периферии. Единственный реальный исторический персонаж в нашей истории - Ксения Годунова. Но про нее очень мало известно».
(Владимир Хотиненко)
3
До начала съемок все актеры проходили специальную подготовку. На Мосфильме был арендован спортзал, где исполнители главных ролей независимо от занятости вживались в роль – учились и оттачивали фехтовальное искусство. В общей сложности исполнитель главной роли, актер МХАТ ПЕТР КИСЛОВ, занимался в течение полугода, продолжая оттачивать мастерство и во время съемок. Мастерство преподавал АНДРЕЙ УРАЕВ, поставивший также некоторые фехтовальные поединки. В картине можно будет увидеть сразу несколько фехтовальных техник – в зависимости от того, откуда родом тот или иной герой – из Польши, Италии или Испании.
«Герои не просто дерутся – в этом есть стиль. Нашинковать, наклеить кино – это просто. А наши драки можно показывать отдельным кадром – все равно будет интересно, потому что по-настоящему».
(Владимир Хотиненко)
4
Главную отрицательную роль в картине играет польская звезда МИХАИЛ ЖЕБРОВСКИЙ, известный прежде всего как исполнитель главной роли в историческом полотне «Огнем и мечом». Для создателей было принципиально важным, чтобы эту роль исполнил именно ЖЕБРОВСКИЙ. Кроме того, это сняло бы возможные обвинения в антипольской направленности «1612» в самой Польше. ЖЕБРОВСКИЙ сразу дал согласие на съемки и даже предложил побрить себя наголо для того, чтобы максимально дистанцироваться от образа в «Огнем и мечом», которым он запомнился российским зрителям.
Роль другого иностранца в картине – испанца Альвара Борха - исполнил известный испанский актер РАМОН ЛАНГА, который появился на проекте в самый последний момент. Требования к будущему исполнителю предъявлялись суровые и за месяц до начала съемок кандидат еще не был найден. Предполагаемый Борха должен был уметь фехтовать и управляться с лошадьми. РАМОН ЛАНГА оказался членом федерация фехтования Испании и конезаводчиком. В конце концов, именно это стало решающим аргументом в его пользу.
Небольшую роль в картине играет не просто звезда - настоящая легенда мирового кино – актер ГАБРИЕЛЕ ФЕРЦЕТТИ, когда-то прославившийся как исполнитель главной роли в «Приключении» Микеланджело Антониони. В «1612» Ферцетти исполнил роль итальянского кардинала.
5
Одно из центральных мест в картине занимает битва за Наволок. Это вымышленный город, находящийся на пути к Москве. Для ВЛАДИМИРА ХОТИНЕНКО битва за Наволок стала своего рода испытанием – сможет он или не сможет создать зрелище, которое могло бы конкурировать с американскими образцами.
«Мы собирались и смотрели, изучали с группой лучшее, что есть в этом жанре. Смотрели «Храброе сердце», «Царство небесное», «Гладиатора». А поскольку я хотел ввести элементы фэнтези, то и «Властелина колец». Это, конечно, не весь перечень. Я на этой картине просто учился заново, говорю об этом без всякого стыда. И какими-то вещами могу похвастаться. Когда мы уже сняли картину – я пересмотрел «Царство небесное» - там мощная все-таки постановочная часть – массовые настенные драки по сравнению с нами у них скромнее. Мы, конечно, кое-где добавили компьютерной графики, но в основном это были живые бои. Эта заруба на стенах – моя гордость. Потому что это очень трудно сделать – приезжали на съемки тридцать – сорок каскадеров, каждому надо уделить время, каждого одеть в костюмы, раздать оружие. Три группы снимали их – приходилось следить, чтобы они друг друга не изрубили. Массовка работала с муляжами, а каскадеры – с настоящим оружием. Сильно экономить тут нельзя – это кино требующее затрат. За три копейки что-нибудь другое надо снимать».
(Владимир Хотиненко)
Художник-постановщик КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ о городе, которого нет:
«Битва за Наволок – выдумка. Но она самый действенный, самый красивый, самый яркий эпизод картины. Костюм польских крылатых гусар – это фантастически красивое зрелище, это впечатляет.
Декорация Наволока была построена в Белоруссии. Хитрость была в том, что шла подковообразная стена с башнями, внутри были градообразующий храм пятиглавый и три больших двора, которые не имели отношения к сценам в Наволоке. Эти постройки мы использовали как интерьеры дома воеводы Наволока, дома Скуратова и дома Годуновых. В доме Скуратова был вырыт пруд, построили самую настоящую кузницу, которую, кстати, использовали по назначению – постановщик Тигран, профессиональный кузнец, на этой кузнице очень много для декорации сделал реальных металлических вещей.
Мы уже начали снимать, а декорация Наволока еще до конца не была построена. Это было очень тяжело психологически, потому что, когда вся группа готова, массовка стоит, а декорация не готова – это нервирует всех. А декорацию после того как она построена нельзя сразу снимать – должна прорости травка, декорация должна вжиться в местность. Нас спасли дожди. Пошли ливни, они отфактурили стены.
Крепостная стена у нас была очень длинная. Три башни, одна из них входная с подъемным мостом. Все стены сделаны под нагрузку. Был уже готов эскиз декорации. Собирались вырыть ров. Владимир Иванович спросил:
-Ну а вода-то будет во рве?
Я так:
-Ну, должна быть…
Он усмехнулся. Нам повезло: когда пришел экскаватор, прокопал ров и открыл роднички и ров реально наполнился водой. Оказывается, через центр нашего города проходило уже забытое, заросшее древнее русло реки. При дождях у нас вода поднималась довольно сильно. Однажды был такой сильный потоп, что чуть не снесло полстены. Но мы выстояли».
Владимир Хотиненко о костюмах:
«Костюмы польских гусар пришлось заказывать в Англии. Для основных исполнителей были самые настоящие кованые доспехи – фантастическая ковка, все наши мастера делали. Грандиозные просто мастера. Ковка, с золочением… А для массовых сцен эти костюмы использовать нельзя, потому что там и падать должны и так далее. Нужно что-то легкое и прочное. Это мы в Англии делали – там нашлись специалисты, которые все разработали. У нас падали в этих костюмах – ничего ни с кем не случилось. Сейчас их Бортко на «Тарасе Бульбе» эксплуатирует.
Константин Мельников об оружии:
«У нас были очень хорошие консультанты и очень хорошие книги. Владимир Иванович долго обсуждал с Леной Шкатовой, ассистентом по реквизиту, какие у нас должны быть виды оружия. Разместить в Москве такой огромный заказ пушек, телег, бочек и прочая невозможно, тем более в такие короткие сроки - делали по всей России. К этим пушкам отдельно приходили колеса, железная оковка в ящиках – их нужно было собрать как конструктор и зафактурить. Бригада по реквизиту работала иногда в ночь: им ставили свет, и они прямо в поле это все собирали. У нас была потрясающая авторская пушка, такой на самом деле не было. Мы ее сначала нарисовали, а потом сделали трехмерную модель».
Константин Мельников о бурлаках и о мечте:
«Главный герой, Андрей, по сценарию, после того, как он стал свидетелем убийства царской семьи, был продан в бурлаки. Бурлаки в большинстве своем, кстати, были в основном люди свободные, только некоторые были рабами. Мы практически воссоздали знаменитую картину Репина. Построили корабль – нужно было, чтобы он плавал. Было очень простое решение. Каркас, а под ним – 80 пустых бочек. Сверху надстроили борт, мачту. Бочки давали потрясающую плавучесть. Мое ноу-хау. С детства мечтал построить катамаран и прокатится на нем по Волге. Вот, воплотил мечту много лет спустя».
Владимир Хотиненко о другом кино:
«Для меня моя кинематографическая жизнь делится на до «1612» и после. Это совсем другое кино, конечно. Я привожу такую аналогию. В профессиональном боксе есть сверхтяжелый вес. Все остальные тоже боксируют, но такие деньги платят только этим здоровым дядькам. Это просто некая совсем другая кинематографическая жизнь. Я думал: все, больше никогда в жизни – но нет, мне понравилось. Я бы еще что-нибудь такое снял. Я уже знаю, как это делается. Это все очень интересно».
Съемки «1612» начались в июле 2006 года и проходили в Выборге, в Праге, в Минске, в Москве, Риме.