Золотой компас (2007)
Описание фильма Золотой компас
Экранизация одноименного романа Ф. Пуллмана, первой части трилогии «Темные начала». В фильме рассказывается история маленькой девочки Лиры Белаква, учащейся в Оксфорде, но живущей в параллельном мире. Она отправляется в странствие, которое из необычной детской поездки превращается в опасное путешествие глобального масштаба. Ей предназначено не только одолеть великое зло, но и попытаться найти источник темных замыслов.
ПодробнееПРИМЕЧАНИЕ СЦЕНАРИСТА И РЕЖИССЕРА КРИСА УЭЙТСА
Для Лиры, главной героини «Золотого компаса», путешествие начинается с относительно спокойной жизни в Оксфорде, которая в одночасье меняется, когда она узнает, что ей предстоит отправиться на край света. Мое же путешествие по страницам этой книги началось семь лет назад в Лондоне, когда один знакомый посоветовал мне ознакомиться с творчеством Филипа Пулмана в то время, как я сам пребывал в относительно безмятежном состоянии, снимая фильм «Мой мальчик».
Я сразу же понял, что мне захочется экранизировать эти книги. Я был абсолютно потрясен невероятной затейливостью, дерзостью и прозорливостью этих книг. Пулман дает свое видение как житейского, так и метафизического миров, и его замечательная трилогия являет собой не что иное, как свидетельство свободы и безграничного потенциала человеческой души. «Золотой компас», первая книга трилогии, дарует режиссеру всё, о чем он только может мечтать: захватывающий сюжет, очаровательных персонажей, психологическую и философскую глубину повествования, а также неизменную веру в чудеса. Что касается меня, то сложно было бы представить более подходящий для творчества материал в данный конкретный момент моей карьеры.
Нужна невероятная сила духа, чтобы наблюдать за тем, как кто-то адаптирует для экрана написанный тобой труд, переводя его на другой уровень, и я глубоко признателен мистеру Пулману за то, что он доверил мне работу над одним из лучших фэнтези-произведений XX века, а также за его постоянную помощь и поддержку.
* * *
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ
В параллельном мире, где человеческие души принимают обличие животных, от одной только девочки зависит, закончится ли в мире эра свободного волеизъявления и не окажется ли он на пороге нового века.
Лире Белакуа (Дакота Блю Ричардс) всего 12 лет, но даже ей известно, что поступая, как велено, в отличие от того, как подсказывает тебе твое сердце, можно прийти в итоге к совершенно разным результатам. Эта непослушная девочка, оставшаяся сиротой и оказавшаяся на попечении Иордан-колледжа в Оксфорде, принадлежит к одному из параллельных миров – невидимому, неосязаемому измерению, где человечество живет по своим особым законам.
Но Лира никогда не остается одна – повсюду за ней следует ее деймон, маленький, постоянно меняющийся зверек по имени Пантелеймон. Другими словами, чья-то душа может пребывать в твоем теле, будучи сокрыта от людских глаз. Деймон Лиры – ее настоящий, верный друг.
Однако мир Лиры постоянно претерпевает изменения. Вездесущий государственный орган под названием Магистериум вечно закручивает гайки, пытаясь контролировать жизнь простого народа. Его сомнительная деятельность оборачивается серией похищений детей некой мистической силой так называемых Жрецов. Согласно слухам, разносимым цыганами, которые сами лишились своих отпрысков, похищенных детей отправляют на Экспериментальную станцию, находящуюся на севере, где их подвергают чудовищным экспериментам.
Когда лучший друг Лиры Роджер (Бен Уокер) внезапно исчезает, она дает обещание, что отправится даже на край света, чтобы спасти его.
Одновременно с этим лорд Азриэл (Дэниел Крейг), энергичный, но довольно сердитый дядя Лиры, являющийся ученым, отправляется в тот же самый регион, чтобы найти и исследовать свойства таинственного феномена, называемого Пылью, который находится, по его представлениям, где-то неподалеку от Северного сияния, играющего на ледяных просторах Северного полярного круга.
Лире, отчаянно желающей сопровождать дядю в этом опасном путешествии, но получившей отказ, выпадает второй шанс, когда из Лондона в школу с деловым визитом приезжает миссис Колтер (Николь Кидман). Эта очаровательная женщина-ученый и путешественница тайно похищает Лиру из размеренной жизни в Иордане, обещая ей невероятные приключения, как в самом Лондоне, так и за его пределами.
Незадолго до отъезда Лире дают замысловатое старинное устройство, называемое алетиометр, который, согласно преданию, открывает тому, у кого он в руках, истинную правду… но для этого нужно понять, как им пользоваться.
В мире Лиры бытует легенда, что одному уникальному ребенку предначертано остановить гибель мира – этот ребенок сможет написать свою собственную сказку, – и именно он сыграет ключевую роль в грядущей войне. А может быть Лира, отчаянно пытающаяся найти своего друга Роджера, как раз и есть тот самый ребенок?
Объединившись с незадачливым племенем цыган, таинственной ведьмой, огромным бронированным медведем и аэронавт из Техаса, Лира отправляется в опасное приключение, которое пронесет ее через небо и океан, забросит в дикие просторы ледяного севера, а также в самое сердце сокровенных тайн человеческой души.
Грядет страшная война, угрожающая не только миру Лиры, но и всем остальным параллельным мирам, находящимся за пределами Северного сияния, поэтому Лире потребуется вся ее отвага и ловкость, чтобы остановить грядущий хаос.
«Нью Лайн Синема» представляет совместно с «Инджениос Филм Партнерз» фильм производства «Сколастик» и «Депс оф Филд» «Золотой компас»; в ролях: Николь Кидман, Сэм Эллиотт, Ева Грин, Йан МакКеллен, Йан МакШейн, Фредди Хаймор, Кэти Бейтс, Кристин Скотт Томас и Дэниел Крейг; подбор актеров Фиона Уир и Люси Биван; композитор Александр Десплат; старший супервайзер визуальных эффектов Майкл Финк; художник по костюмам Рут Майерс; монтажеры Питер Хонесс, Эй-Си-И, Энн В. Коатс, Эй-Си-И, Кевин Тент, Эй-Си-И; художник-постановщик Деннис Гасснер; оператор-постановщик Генри Брэм, Би-Эс-Си; исполнительные продюсеры Тоби Эммерих, Марк Ордески, Илин Мейзел, Эндрю Миано, Пол Уэйтс, Боб Шэйи, Майкл Линн; продюсеры Дебора Форте, Билл Карраро; по мотивам книги «Темные начала: Северное сияние» Филипа Пулмана; автор сценария Крис Уэйтс; режиссер Крис Уэйтс.
Также новая игра от компании “SEGA”!
Судьба двух миров в твоих руках! Официальная игра по одноименному фильму от «Нью Лайн Синема» будет издана компанией SEGA. Наряду с Лирой и ее деймоном Пантелеймоном можно будет играть за Йорека Бирнисона, большого бронированного медведя. Со всей своей невиданной мощью Йорек призван защищать Лиру от вражеских нападок, а путь к спасению двух миров укажет тебе Золотой компас...
Официальная видеоигра фильма «Золотой компас» выйдет в конце этого года и будет
доступна для консолей PS3, X360, Wii, PS2, DS & PSP.
ПОГРУЖАЯСЬ В ДИКУЮ БЕЗДНУ
Экранизируя «Золотой компас»
Сценарист и режиссер Крис Уэйтс ознакомился с содержанием первой книги из уже широко известной трилогии Филипа Пулмана, получившей ряд литературных премий, снимая свой восторженно принятый фильм «Мой мальчик», за который он был впоследствии номинирован на «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий» (вместе со своим братом Полом). «Я слышал от своих друзей о фантастической и новаторской серии британской фантастики, которая была названа «детской книгой для взрослых сердец», – вспоминает режиссер.
Трилогия Филипа Пулмана «Темные начала», состоящая из «Золотого компаса» (в России и Великобритании вышедшего под названием «Северное сияние»), «Чудесного ножа» и «Янтарного телескопа», имела выдающийся успех и стала настоящим событием в литературных кругах, разойдясь тиражом в 14 миллионов экземпляров по всему миру. Трилогия также была удостоена нескольких наград, в числе которых престижная Уитбредовская премия, которая раньше никогда не доставалась детскому произведению.
Во время съемок Крис Уэйтс, продюсер Дебора Форте и вся съемочная группа нашли замечательного соратника и преданного помощника в лице самого Пулмана. «Я экранизирую книгу самого Филипа Пулмана, – объясняет Уэйтс. – И хотя это, конечно, предполагает некоторое сокращение литературного материала, моей обязанностью было пронести уникальное видение этого автора, подчеркнув особенности мира, созданного на страницах его романа».
«Я свое дело сделал, – говорит Пулман. – Я передал Крису и его команде всё необходимое для создания фильма. Я не нашел бы других людей, которым мог бы доверить адаптацию этой истории, поэтому теперь я уверен, что этот сюжет в надежных руках».
Президент по производству студии «Нью Лайн Синема» Тоби Эммерих добавляет: «Когда я прочитал книгу, то просто влюбился в историю дружбы Лиры с бронированным медведем Йореком. Крису удалось потрясающе воплотить эту сюжетную линию на экране, запечатлев бесподобную актерскую игру Дакоты Блю Ричардс и добавив к этому непревзойденные возможности компьютерной графики. Это абсолютно неповторимые отношения, возможные только в мире Лиры, но которые при этом все равно остаются очень человечными и эмоциональными».
ИЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И ДЕЙМОНОВ
Сюжет и актерский состав «Золотого компаса»
Фильм повествует о рано повзрослевшей 12-летней девочке по имени Лира Белакуа, чье любопытство и своевольный нрав открывают ей дверь в мир тайн, где на кону оказывается судьба всего мира. Будучи сиротой, Лира получает преимущественно мужское воспитание со стороны Магистра Иордан-колледжа Оксфорда (Джек Шеперд), а ее лучшим и самым преданным другом становится кухонный мальчик по имени Роджер (Бен Уокер). «Золотой компас» повествует о свободе воли и свободе выбора, и, кстати, сама Лира является тому исключительным примером, – отмечает исполнительный продюсер Марк Ордески. – Лира живет себе припеваючи, даже не подозревая, что решения, которые она принимает в жизни, могут спасти или обречь на гибель не только ее мир, но и все остальные существующие параллельные миры. Но ведь ее характер еще только формируется, и ей пока присущи дикий нрав, поразительное упрямство и желание постоянно доказывать свою самостоятельность».
Для того, чтобы найти подходящую актрису на роль Лиры, специалисты по подбору актеров Фиона Уир и Люси Биван провели пробы по всей Великобритании, просмотрев в конечном счете более 10 тысяч молодых актрис. «Мы устраивали прослушивания в различных городах, – вспоминает продюсер Билл Карраро. – Таким образом, к нам пришли тысячи молодых девушек, поистине смелых, замечательных, из которых мы отобрали лишь некоторых, коим было суждено предстать перед режиссером. И когда мы увидели нашу Лиру, то поняли, что она была просто рождена для этой роли».
На фоне всех молодых актрис выделялась одна – Дакота Блю Ричардс. «В Дакоте было что-то совершенно особенное, заставляющее тебя на мгновение замереть и обратить пристальное внимание, – вспоминает Уэйтс. – Я как раз просматривал кассеты, подбирая актрису на роль Лиры, когда мне вдруг попалась на глаза эта девочка с немного растрепанными волосами, в которой было что-то необычное и интересное».
«Она очень экстраординарная юная леди, – утверждает продюсер Дебора Форте. – Хотя ей всего 12 лет и она никогда прежде не играла профессионально, как только она оказывается перед камерой, в ней сразу чувствуются некая интуитивная сообразительность, непосредственность и даже некоторая дерзость, что как раз идеально соответствует характеру Лиры. Даже среди кассет с претендентками, которые мы послали Филипу, ему понравилась именно Дакота».
На тот момент Дакота Блю Ричардс уже прочитала все книги Пулмана и видела театральную постановку «Золотого компаса», вот почему она с радостью согласилась сыграть героиню, которую она так обожала. Больше всего Дакоту восхищала смелость и решительность Лиры. «Из-за того, что Лира никогда не знала своих родителей, она считает, что никто не в праве указывать ей, что делать, поэтому она никогда не поступает так, как ей велят, – объясняет Дакота Блю Ричардс. – Она делает то, на что другие люди не отважились бы, например, забирается на крыши Иордан-колледжа, где она проживает, или ввязывается в драки с ребятами. Ей нравится производить впечатление, что она лучше остальных, потому что она более смелая, сообразительная, и если у нее наготове нет никакой истории о своих приключениях, она быстро наверстывает упущенное».
Лиру повсюду сопровождает ее деймон по имени Пантелеймон. Деймон, как объясняет Пулман, «это и есть сам человек. Он неотделим от человека. Он становится частью человека настолько, что если твой деймон, например, кошка, а мимо по улице прогуливается настоящая кошка, то эта настоящая кошка посмотрит на твоего деймона скорее как на человеческое существо, нежели на себе подобную».
Но жизнь Лиры коренным образом меняется, когда она встречает миссис Колтер, красивую и чрезвычайно обаятельную главу Жертвенного Рекрутационного Центра при Магистериуме, которая прибывает в колледж с деловым визитом. Эта талантливая исследовательница является для Лиры предметом для подражания, человеком, на которого она мечтает походить в будущем. «По-моему, найдется совсем немного людей, способных убедительно перевоплотиться в этот образ, – говорит Уэйтс. – Николь Кидман была первой, кого мы хотели бы видеть в роли миссис Колтер».
Обладательница «Оскара» Николь Кидман учла все сложности характера Марисы Колтер, поддерживающей хорошие отношения с Лирой ради собственной выгоды. «Конечно, я и раньше играла персонажей, способных на самые презренные поступки, – рассказывает о своей героине Кидман. – Довольно редко актеру приходится осуждать роли, которые он сам же и исполняет. В этом случае тебе необходимо работать как бы «изнутри», пытаясь отыскать достойное объяснение тому, почему твоя героиня считает, что поступает правильно, но где-то в глубине души ты все-таки надеешься, что гуманность, человечность, возможно, проявятся в ней».
Лорд Азриэль, властный и загадочный дядя Лиры, роль которого исполняет Дэниел Крейг, недавно перевоплотившийся в Джеймса Бонда в фильме «Казино Рояль», отчаянно пытается найти портал в параллельные миры. Крейг, будучи давним поклонником трилогии, с радостью согласился сыграть лорда Азриэля. «Он – исследователь и ученый, – объясняет Крейг. – У него есть некая миссия, цель жизни. По его мнению, это самое главное в его жизни и, возможно, в истории всего мира, в котором он живет. Он обнаружил некую связь между мирами, и это позволило ему сделать вывод о том, что существуют миллионы и миллионы иных миров, существующих параллельно, и что можно попасть в эти миры, если знаешь путь. И он просто одержим идеей выяснить, как это происходит, даже несмотря на то, что это идет вразрез с желаниями Магистериума».
Именно из уст лорда Азриэля Лира впервые слышит о феномене, навевающем воспоминания, с таинственным названием Пыль, ради исследования которого он и отправляется на север. «Она не знает, что это такое, потому что никто прежде не рассказывал ей об этом, – объясняет Дакота Блю Ричардс. – Это было, наверное, единственным, от чего Лиру пытались оградить. Поэтому, конечно же, ей не терпится узнать абсолютно все об этом феномене. Когда она упоминает про Пыль в присутствии миссис Колтер, та оказывается несколько встревоженной. А Лира не понимает, почему, ведь ее дядя всегда свободно говорил о Пыли в то время, как все остальные старались обходить эту тему стороной».
Тайно отправившись в Лондон вместе с миссис Колтер, Лира вскоре вынуждена скрываться, пряча некий прибор, вызывающий интерес очень многих, который перед отъездом ей дает Магистр Иордан-колледжа (Джек Шеперд) – алетиометр – устройство, напоминающее компас и открывающее истину тому, кто держит его в руках. «В определенном смысле это становится Божественным провидением, – объясняет Ричардс. – Алетиометр показывает, что делать и куда идти, когда ты, например, потерялся. Но мне также кажется, что у этого устройства есть собственный разум, потому что, хотя он и отвечает на твои вопросы, он не всегда открывает абсолютно всё, что ты желаешь знать. По-моему, это устройство знает, где та самая граница, и именно поэтому оно не сообщит тебе больше того, что следует знать».
«Лире дают алетиометр, этот золотой компас, который может дать ответы на все интересующие ее вопросы, но прежде ей предстоит выяснить, как расшифровывать его символы, – добавляет исполнительный продюсер Марк Ордески. – Таким образом, используя его каждый раз, ей приходится обращаться к собственной мудрости, которая, конечно же, находится только в процессе становления, потому что она все-таки еще ребенок. На протяжении фильма ей предстоит узнать многое, к чему она еще возможно не готова».
Считая миссис Колтер своим наставником, примером для подражания, Лира с ужасом узнает о ее причастности к деятельности Жертвенного Рекрутационного Центра, тайно похищающего детей из мира Лиры для использования в своих секретных экспериментах в лаборатории Больвангара. «Эти злодеи уверены, что подобные эксперименты делаются на благо детей, – комментирует Уэйтс. – Но это столь омерзительное и низкое преступление, какое даже трудно представить. А для Лиры оказывается просто невыносимым осознание того факта, что женщина, которой она искренне восхищалась, причастна к похищению ее лучшего друга».
Это открытие глубоко ранит ее в самое сердце.
Но вскоре Лира находит верного союзника в лице одинокого бронированного медведя по имени Йорек Бирнисон. «Когда она впервые видит его, то чувствует лишь страх, потому что это действительно огромный, сильный, к тому же раненый медведь, – описывает события фильма Дакота Блю Ричардс. – Но она понимает, что он – ее единственный шанс заполучить в друзья бронированного медведя». В конце концов, Лира находит в Йореке родственную душу, того, на кого она может безо всяких сомнений положиться. «Йорек становится единственным, кого Лира считает лучше себя, – отмечает Ричардс. – Только его она безоговорочно считает храбрее и сильнее себя. Конечно, она уважает других людей и понимает их значимость в этом мире, но только Йорека она выносит за рамки своей теории, согласно которой она лучше всех».
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
Фотографии и визуальные эффекты «Золотого компаса»
Студия «Райм энд Хьюз» (Rhythm and Hues) занималась созданием анимированных деймонов и обустройством съемочной площадки для их взаимодействия с актерами. «Очень важно знать, какой он по размеру, по весу, как он двигается, и тебе нужно сообщить об этом актерам, а затем найти для каждого деймона подходящего «дублера», неважно, зеленый носок ли это или кукловод, изображающий что-то в воздухе, – рассказывает супервайзер визуальных эффектов студии «Райм энд Хьюз» Билл Уэстенхоффер. – Обезьянка миссис Колтер – очень невозмутимый персонаж в отличие от Пана (Пантелеймона), который постоянно суетится. Нам хотелось, чтобы это отражалось в действиях главных героев, поэтому когда наш кукловод начинал дергать за веревочки, это помогало актерам понять, как именно в данный момент вел себя их деймон».
Персонаж Йорека Бирнисона равно, как и другие герои, был очень важен для создания фильма. «Это не просто полярный медведь, это панцербьёрн, который носит броню и разговаривает, – отмечает старший супервайзер визуальных эффектов Майкл Финк. – Поэтому, так как мы создавали на компьютере каждый кусочек этого медведя, независимо от того, пересекал ли он тундру с Лирой, сидящей у него на спине, ввязывался ли в драку или вел доверительный разговор, все его мускулы, мимика, даже каждое движение шерсти – всё это должно было быть уникальным именно для этого персонажа в тот самый момент».
Конечный результат поразил даже самых преданных поклонников трилогии. «Всё действительно получилось так, как я это себе и представлял, – говорит исполнитель одной из главных ролей Дэниел Крейг. – Это является свидетельством полной самоотдачи Криса, сплоченной работы всей его команды и потрясающего литературного произведения Филипа, настолько универсального, что этот необычный мир удалось перенести на экран так цельно и удивительно правдоподобно».
ДЕЙМОНЫ И ПЫЛЬ
Терминология, использованная в фильме «Золотой компас»
Алетиометр – специальное устройство, раскрывающее истину и предсказывающее будущее, которое способно дать ответ на вопрос, мысленно сформулированный использующим его человеком.
Антарная энергия – вид электрического тока, используемого в мире Лиры.
Больвангар – северная Экспериментальная станция, где Жрецы скрывали от всех похищенных ими детей.
Деймон – душа каждого человека, воплощенная в похожем на него животном. В детстве деймоны постоянно меняют свой облик, отражая тем самым постоянно меняющийся характер детей. Во взрослом возрасте они принимают постоянный облик, лучше всего отражающий внутренний мир человека.
Пыль – таинственные частицы высокой концентрации, обнаруженные в районе Северного полярного круга.
Жрецы – приспешники Жертвенного Рекрутационного Центра, виновные в исчезновении детей по всей стране.
Цыгане – кочующее племя, проживающие в каялах (длинных лодках) на канале.
Сепарация – процесс отделения человеческого существа от его деймона.
Иордан-колледж – преуспевающий колледж в Оксфорде, являющийся основным центром изучения экспериментальной теологии.
Магистериум – городской совет, главный правительственный орган в мире Лиры. Сейчас он пытается контролировать все население, уничтожая тем самым свободу выбора и называя исследование Пыли лорда Азриэля ересью.
Северное сияние (Полярная заря или по латыни “Aurora Borealis” (Аврора Бореалис)) – потоки заряженных солнечных частиц исключительной плотности и силы, сами по себе невидимые, но вызывающие свечение, когда они взаимодействуют с атмосферой. Лорд Азриэл верит, что за Северным сиянием скрывается некий величественный город, расположенный прямо в небе.
Север – место потрясающей красоты, многообразия, при этом таящее в себе опасность; оно служит домом для бронированных медведей, тартаров, ведьм и многих других удивительных существ. В некоем отдаленном северном поселке лорду Азриэлю удалось сфотографировать Пыль и силуэт другого мира, отражаемого в Северном сиянии.
Панцербьёрны – бронированные медведи, которые обитают в северном регионе Свальбарда. Хотя у них и нет своих деймонов, панцербьёрны носят специальную броню, являющуюся олицетворением их души.
Фотограмма – разновидность фотографического изображения; слайд.
Самоеды – северные охотники, которые похищают Лиру и привозят ее в Больвангар.
Дурной дух (вертящаяся тварь) – маленькие механические насекомые, которые по слухам состоят из некоего механизма и похищенных душ.
Свальбард – холодный, труднопроходимый северный регион, который населяют бронированные медведи.
Тартары – воинственное племя, проживающее на севере.
Ведьмы – существа женского пола, которые путешествуют по воздуху и живут на несколько сотен лет дольше обычных людей.