Розовая пантера (2006)
Описание фильма Розовая пантера
"Это будет десятый фильм франчайза, посвященный 40-летию царствования Розовой пантеры на экранах мира, хотя прежде она не так часто засвечивалась в своих фильмах. В новой серии приключений везучего, но страшно некомпетентного французского инспектора Глоссо, Стив Мартин, играющий инспектора, расследует убийство тренера национальной команды по футболу, одновременно пытаясь найти след пропавшего знаменитого брилианта ""Розовая пантера"", национального достояния государства Лугаш. Помогать ему в этом нелегком деле будет его новый шофер (Ж.Рено), а героиня Бийонси Ноулз будет всячески сбивать его с истинного пути."
ПодробнееИмя инспектора Жака Клузо наводит страх не только на преступников, но и всех, с кем ему приходится сталкиваться. Возможные причины - плохое владение дедуктивными методами, неспособность признавать очевидность, неумение внятно выражать свои мысли и физическая неуклюжесть инспектора.
Но именно благодаря своим неординарным и порой шокирующим методам, он на свой лад всегда распутывает преступления. По крайней мере, так было раньше.
В новой комедии "Розовая пантера" (The Pink Panther) инспектор-оригинал Клузо (Стив Мартин) принимается за самое трудное в своей жизни дело. Всемирно известный футбольный тренер Ив Глюан только что привёл французскую сборную к победе над командой Китая. Его чествуют благодарные болельщики и прекрасная подруга, поп-звезда Ксаниа (Бьонси Ноулс). И вдруг Глюан падает, сражённый отравленным дротиком. В поднявшейся суматохе таинственно исчезает бесценное бриллиантовое кольцо Глюана, "Розовая пантера".
Убийство футбольного тренера поднимает бурю в средствах массовой информации и во всей стране. Раскрыть его поручено главному инспектору Дрейфусу (Кевин Клайн), которому вот-вот должны вручить седьмую по счёту почётную награду. Сознавая, что в подобной ситуации он не имеет права ни на малейшую ошибку, Дрейфус навязывает дело неутомимому инспектору Клузо.
Клузо и его новый помощник, стойкий и упорный жандарм Жильбер Понтон (Жан Рено), распутывают клубок улик в Париже и затем в Нью- Йорке, где путешествуют по Таймз Сквеа и Пятой авеню и посещают "бриллиантовый квартал" и знаменитый отель "Уэлдорф Астория". На их пути встают подозрительные шлифовальщики бриллиантов, несостоявшиеся преступники, знаменитые бандиты, льстивые владельцы казино, тайные агенты, таинственные тренеры и экзотический напиток под названием "Пылающий мохито".
Шаг за шагом Клузо приближается к разгадке преступления и выявляет подозреваемых. В их числе Ксаниа, звезда футбола (Уильям Абади), миллионер, владелец казино (Роджер Рис) и кокетливый журналист (Кристин Ченоуэт). Клузо идёт к цели семимильными шагами, хотя и кружным путём. При этом он всегда сосредоточен, сконцентрирован и бескомпромиссен, чем немало пугает Дрейфуса, интересы которого далеко не всегда совпадают с планами Клузо. С помощью Понтона и его верной секретарши Николь (Эмили Мортимер) Клузо предстоит разоблачить убийцу и не дать Дрейфусу поживиться за свой счёт.
Компании Metro-Mayer Pictures и Columbia Pictures представляет фильм "Розовая пантера" (The Pink Panther) со Стивом Мартином и Кевином Клайном в главных ролях. Прокатная компания - Twentieth Century Fox. В ролях Жан Рено, Эмили Мортимер, Хенри Черни и Бьонси Ноулс. Режиссёр - Шон Леви. Авторы сценария - Лен Блум и Стив Мартин. Сюжет Лена Блума и Майкла Зальцмана. За основу взяты герои, придуманные Морисом Ричлином и Блэйком Эдвардсом и фильмы "Розовая пантера" Блэйка Эдвардса. Продюсер - Роберт Симондс. Исполнительные продюсеры - Трэйси Тренч и Айра Шуман. Главный оператор - Джонатан Браун. Художник-постановщик - Лилли Килверт. Монтажёры - Джордж Фолси- младший и Брэд Э. Уилхайт. Художник по костюмам - Джозеф Дж. Олиси. Супервайзер музыки - Рэндэлл Постер. Композитор - Кристоф Бек.
ПАНТЕРА НАНОСИТ НОВЫЙ УДАР
Легенда "Розовой пантеры" началась в 1963 году, когда на экраны вышел первый фильм этого цикла. В главной роли блистал Дэвид Найвен, который в те годы был звездой Голливуда, а инспектора Клузо сыграл Питер Селлерс которого Эдвардс первоначально даже не рассматривал в качестве главного претендента на эту роль, намереваясь пригласить на неё Питера Устинова. Но восхитительно нелепый французский детектив в великолепном исполнении Селлерса стал легендарной фигурой, и актёр сыграл его в последующие годы в нескольких сиквелах.
Продолжение популярного сериала последние десять лет лежало на полке: оказалось не так просто найти актёра, способного стать достойным наследником Селлерса. В конце концов выбор был сделан в пользу Стива Мартина, который напоминал Селлерса своей слегка абсурдистской манерой игры и "физическим" юмором. Режиссёр новой "Розовой пантеры" Шон Леви отмечает в этой связи: "Образ Клузо - это дань уважения таким знаменитым артистам немого кино, как Чаплин и Китон. В соответствии с замыслом Блэйка Эдвардса и Питера Селлерса, этот герой напоминает о комедиях немого кино, в которых юмор имел не столько словесную, сколько телесную основу. Интуитивный, "телесный" юмор Клузо вечен, подобно этим классическим комедиям, которые пользуются популярностью вот уже почти сто лет.
Стив Мартин идеально подходит на роль Клузо благодаря своему удивительному, уникальному таланту смешить с помощью лица и тела. Во всех его ролях, будь то человек со стрелой в голове, или "Великий Флидини", юмор Стива всегда был оригинальным и удивительно телесным. Продюсер Боб Симондс добавляет, что "Розовая пантера" - первый фильм после "The Jerk", который полностью соответствует комедийному таланту Мартина: "Стив представляет из себя интереснейшую комбинацию ранимости и самоуверенности. Он гениально играет лицом и телом, но при этом прекрасно эрудирован. Он обладает изощрённым чувством юмора и одновременно заставляет зрителей хохотать от шуток "ниже пояса". И что не менее важно: его юмор ироничен и умён, но никогда не зол. И это срабатывает, потому что весь комизм в фильмах "Розовой пантеры" строится вокруг Клузо, который всего лишь старается не потерять лицо во всех этих ситуациях. Мы старались не только сделать наш фильм по-настоящему смешным, но и заставить зрителей сопереживать Клузо, и этот замысел как нельзя лучше играл на руку Стиву".
Симондс продюсировал последний фильм с участием Стива Мартина, "Оптом дешевле" режиссёра Леви, когда компания MGM предложила ему в том же качестве поработать над "Розовой пантерой". Вскоре после этого Мартина пригласили сыграть Клузо, и актёр опробовал на Леви одну из своих идей относительно предстоящей роли. "Это было так смешно, что мы потом целый месяц обсуждали, принимали и отвергали другие концепции и шутки, - вспоминает Леви. - Потрудившись на славу, мы спустя несколько недель решили, что я буду режиссёром фильма".
Не будь этих импровизированных посиделок, Мартин мог бы и не согласиться на эту роль. "Когда мне первый раз предложили эту роль, я отказался. Мне показалось, что она мне не подходит, - вспоминает Мартин. - Но я всё думал, думал над ней и попытался написать несколько сцен, чтобы посмотреть, справлюсь ли я, и они получились смешными. Но проверить качество комедии могут только зрители, и Шон оказался первым из них.". И Леви, и Мартин сознавали, что фильмы Блэйка Эдвардса с Питером Селлерсом в главной роли стали классикой. "Мы не хотели соперничать с оригиналом "Розовой пантеры" или превзойти его, - говорит Леви. - И я, и Стив относимся к нему с огромным почтением. Но, ценя историческое наследие, мы старались истолковать известный материал по-новому. Мы надеялись создать нечто актуальное и современное, но в традициях первых фильмов о "Розовой пантере".
По мнению Леви, тональность нового фильма в значительной степени отражает специфику юмора Мартина: "Наше осовременивание материала заключается в иронии и остроумии в духе Стива Мартина. Фильм выигрывает от этого слегка искажённого взгляда на мир, которым славится Стив".
"Стив старается выразить суть Клузо, который не так уж нелеп, как может показаться. Он просто идёт своей, не такой, как у всех, дорогой", - добавляет продюсер Симондс.
Признавая, что основы образа Клузо заложены Селлерсом и Эдвардсом, Мартин отмечает: "Я немного его изменил, потому что я сам другой. Когда я смотрел эти фильмы, я понимал, что Питер Селлерс настолько сросся со своим героем, что с утра до вечера мог импровизировать внутри этого контекста. Он прекрасно разбирался в Клузо и, могу сказать точно, ему было смешно. Мне было далеко до этого состояния, когда я только начал размышлять над своей ролью, но я знал, что мне должно стать смешно, и помочь мне в этом может только моё чувство юмора. Я не могу точно объяснить, что я имею в виду, настолько это таинственно и прекрасно". Леви и Мартин решили, что смешные задумки должны остаться в сценарии, если они рассмешат и того, и другого по прошествии месяца. "Мы снимем их, если рассмеёмся от них ещё через месяц, - рассказывает Леви, - и они останутся в фильме, если развеселят нас и в постпроизводственный период".
Мартин высоко оценивает способность Леви создавать на съёмках атмосферу, способствующую развитию комедийных идей. "Наше с Шоном видение комедии во многом совпадает, и такое сходство - большая редкость. Мы оба сразу понимали, что смешно, а что нет, и что стоит попробовать, а что не стоит. Нам не нужны были дискуссии. Мы всегда соглашались друг с другом. Я понял ещё раньше, на съёмках других фильмов, что самые смешные сцены часто придумываются быстро - за день до съёмок, в тот же самый день, в тот же час, в ту же минуту - и чтобы это случилось, нужна свобода действий".
Так же единодушно Леви и Мартин решили, что на роль Дрейфуса, напыщенного и коварного начальника Клузо, следует пригласить знаменитого комика Кевина Клайна. "Послужной список Кевина говорит сам за себя, - рассказывает Леви об актёре, получившем "Оскара" за блестящее исполнение роли в фильме "Рыбка по имени Ванда". - Они со Стивом совсем разные, но дружат уже двадцать лет. Ему понравился наш подход к новому фильму, и он согласился в нём сняться. Мы хотели, чтобы актёр, играющий Дрейфуса, по-настоящему разбирался в комедии и понимал, когда Дрейфус должен быть смешным, а когда нет. Он должен был распознавать направленность юмора, чтобы не перегружать сцену своей комичностью, когда зрители должны смеяться u1085 над Клузо. Кевин моментально чувствовал, когда он должен быть комичным, а когда ему стоит стушеваться, чтобы нелепым выглядел Клузо".
Клайн так рассказывает о своей работе над фильмом: " Шон Леви позволил мне в начале съёмок экспериментировать с различными степенями идиотизма, пока мы не нашли идеальную для нашей комедии степень комизма, не переходящую в комикс. Кроме того, время от времени он разрешал нам со Стивом импровизировать". Хотя "Розовая пантера" - самая настоящая комедия, Клайн подошёл к ней со своей обычной вдумчивой основательностью и несколько дней изучал работу французской полиции.
По его словам, он с удовольствием опять снялся вместе с Мартином, тем более что до этого такая возможность представилась ему в более серьёзном фильме "Большой каньон": "Раньше нам не удавалось вместе сыграть в комедии, и я сразу ухватился за этот шанс. Само собой, я не обманулся в своих ожиданиях и насладился этим процессом в полной степени". На протяжении всего фильма Мартин и Клайн разыгрывали фарс, в котором Клайну особое наслаждение доставлял "физический комизм": "Я вырос на Чарли Чаплине и братьях Маркс и всегда был рад возможности проявить себя в "физической комедии". В результате я получил редкую возможность исполнять собственные трюки. Похоже, продюсеры были готовы рисковать моей жизнью, лишь бы получилось смешно". Симондс отмечает, что и другие актёры играли не просто смешно, но по- настоящему сильно.
Но даже самые опытные актёры порой становились добычей комедийного гения Мартина. "Многие мои сцены я играла вместе со Стивом, и мне было очень трудно не отступать от роли, потому что он был ужасно смешным и я никогда не знала, что от него ожидать, - признаётся Бьонси Ноулс. - Взять, к примеру, сцену в Уэлдорфе в Нью-Йорке, которую Клузо фактически разрушает с помощью так называемого "Пылающего мохито". Моя героиня опробует на Клузо свои романтические и сексуальные чары, а он пьёт этот ужасный напиток. При этом он так гримасничал, что мне приходилось себя уговаривать не смеяться и оставаться сексуальной".
Бьонси отмечает, что Мартин сделал Клузо не только смешным, но и трогательным: "Вы обязательно полюбите Клузо в исполнении Стива, потому что, несмотря на свои комичность и глупость, в основе своей он искренний, ранимый и милый человек".
Актриса с удовольствием вновь работала с режиссёром Леви, который ранее снимал её в своём популярном телесериале "The Famous Jett Jackson" "Мне было 16 или 17 лет, это была моя первая роль, и я очень нервничала, но он так хорошо меня успокоил. Я не подозревала, что он - режиссёр "Розовой пантеры", и когда об этом узнала, то подумала, что это неспроста и нам суждено было встретиться вновь".
На съёмках "Розовой пантеры" проявилась особенность рабочего стиля Леви - его высокий темп. "Все, кто приходит ко мне на съёмки в первый раз - будь то актёры или члены съёмочной группы - испытывают шок, осознав, как быстро я действую, - рассказывает Леви. - Просто я уверен, что та или сцена не станет смешнее, если её снимать 20 раз или два или три дня. Стив также наслаждался высоким темпом. Он знал, чего я хочу, хотел выдать нужный результат и идти дальше. Есть режиссёры, которые верят в 40 попыток и, возможно, получают нужный эффект. А я стараюсь снимать фильмы с помощью моей энергии, люблю двигать действие вперёд и запечатлевать те импульс и энтузиазм, с которыми я приступаю к работе. Я думаю, что в моих фильмах отражается эта энергия".
Такой рабочий стиль идеально подходил Бьонси, поскольку она выкраивала время для съёмок между концертами, съёмками в рекламе и записью нового альбома группы Destiny's Child. "В принципе, у меня был только один свободный месяц, потому что Destiny's Child начинала студийные записи и мне надо было решать, сниматься в кино, или брать отпуск, - рассказывает Бьонси. - Но когда мне предложили "Розовую пантеру", я подумала: "Стив Мартин, Кевин Клайн - да это не работа, а летние каникулы и большой познавательный опыт в придачу".
Ксаниа - новая героиня "Розовой пантеры". В первых фильмах были представлены другие прекрасные, во многом повторяющие друг друга героини, которых играли такие актрисы, как Клаудия Кардинале, Эльке Зоммер и Дайэн Кэннон. В новой "Пантере" зрители увидят и несколько других новых персонажей. Один из них - бесстрашный полицейский и партнёр Клузо, которого играет известный французский актёр Жан Рено. "Понтон существовал до того, как мы со Стивом взялись за этот проект, - рассказывает Леви. - И нам понравилась эта идея: дать Клузо верного соратника, человека, который должен бы быть злодеем, поскольку работает на Дрейфуса, но становится сподвижником Клузо. Понтон - необыкновенно симпатичный персонаж, который служит подпорой фиглярствующему Клузо.
Найти актёра на эту роль было очень трудно, потому что нам нужен был человек, служащий для Стива своеобразной "стеной", от которой он мог бы отталкиваться. Но повстречавшись в Париже с Рено, я понял, что мы попали в точку. В нём есть простота, каменная твёрдость и упорство, нужные для Понтона".
Американские зрители знают Рено в основном по таким боевикам, как "Леон" (The Professional), "Миссия: невозможна" (Mission: Impossible) и "Рoнин" (Ronin), но в Европе он известен и как комедийный актёр, сыгравший, в частности, в такой знаменитой комедии, как "Визитёры". Вскоре его можно будет увидеть в новом фильме ""Код Да Винчи. Когда начались съёмки "Розовой пантеры", Леви убедился в тонкости комедийного таланта Рено и, соответственно, в верности своего выбора. "Жан смешит очень ненавязчиво и негромко, - рассказывает режиссёр. - Он необыкновенно прямой человек, сознающий, что не затеряется на экране, даже если будет делать мало. Актёр должен быть очень уверен в себе, чтобы достигать такого большого эффекта при минимальном действии".
Рено нравится разнообразие жанров в его карьере: "Я люблю перемены. В этом заключается моя работа актёра. Комедия вносит приятное разнообразие в мою жизнь, потому что на съёмках все улыбаются и стараются рассмешить других. Это приятный процесс. Что касается Понтона, то в мою задачу не входило имитировать Клузо или соперничать с ним, а добавить что-то своё и, надеюсь, смешное".
Понтон - новый герой "Розовой пантеры", но его отношения с Клузо чем- то похожи на отношения инспектора с мальчиком-прислугой Като из ранних фильмов. Леви объясняет в этой связи: "Мы не были уверены, что сегодня это сработает не только потому, что иметь азиатского мальчика-прислугу в 2005 году не политкорректно, но и потому, что то, что годится для Питера Селлерса, не обязательно годится для Стива Мартина. Кроме того, я хотел попробовать что-то новое. Нам хотелось, чтобы Клузо неожиданно нападал на Понтона, но всё это выглядело бы очень смешно, потому что Клузо даже не дотягивается до противника. Все эти наскоки очень быстро кончаются из- за полной неспособности Клузо к бойцовским искусствам. Единственный удар Клузо, который достигает цели, трогает до слёз. Отношения Клузо и Понтона смешны, но это отношения настоящих друзей".
Эмили Мортимер играет секретаршу Дрейфуса Николь, которая становится помощницей и тайной обожательницей Клузо. Актриса была рада возможности нарушить свой типаж и поработать в комедии, особенно "физической": "Я решила сыграть Николь настолько реалистичной, насколько позволяет этот жанр, а комического эффекта достигать, совершая некие физические движения в соответствии с содержанием сцены. Но в конце концов эти "физические" аспекты стали доставлять мне такое наслаждение, что я полностью отказалась от моих серьёзных артистических намерений. Я по-настоящему "запала" на комедию".
Комедийный талант Мортимер произвёл на Леви большое впечатление, но решающим фактором, убедившим его пригласить Мортимер на эту роль, было её необыкновенное обаяние: "Николь была нашей Одри Хепберн, сорванцом с врождённым шармом, женщиной прекрасной и обворожительной, но не агрессивно-соблазнительной. Она большой друг Клузо, и единственный человек, кроме Понтона, который поддерживает его и в хорошие, и в плохие времена. По замыслу Стива, в конце фильма между ней и Клузо возникает взаимная симпатия".
Кристин Ченоуэт, которая играет кокетливую Шери, пресс-секретаря футбольной команды, также должна была быть обаятельной, но не такой невинной, как Николь. "Шери немного неразборчива в связях, - смеётся Ченоуэт. - Достаточно сказать, что она носит короткую юбку с рисунком из вишен и серьги-вишенки".
Ченоуэт хорошо известна театральным зрителям по многим бродвейским постановкам, которые принесли ей престижные награды, в числе которых "Тони" за "You're A Good Man, Charlie Brown". Недавно она сыграла вместе с Николь Кидмэн в фильме "Bewitched". Ченоуэт совмещала u1089 съёмки с выступлениями в бродвейском мюзикле "Wicked", за который она номинировалась на "Тони". "Я знала, что если я получу эту роль, мне придётся разрываться между вечерними выступлениями в "Wicked" и "Розовой пантерой" днём. Но игра стоила свеч - ведь я работала вместе с таким гением комедии, как Стив Мартин. Это было замечательно. Он был настолько собран, что каждый дубль удавался".
Хотя в фильме Ченоуэт не пришлось пускать в ход свой чарующий голос, она на прощание с его помощью преподнесла режиссёру и своим коллегам музыкальный подарок. Когда она закончила последнюю сцену, Леви попросил её спеть. Она согласилась и своим легендарным сопрано спела классическую песню "You'll Never Know".
Музыка стала важным инструментом для создания нужной атмосферы во время съёмок. Между дублями Леви проигрывал знаменитую тему Хенри Манчини из "Розовой пантеры". "Я использовал эту песню для мотивации актёров, потому что это одна из самых блестящих и запоминающихся музыкальных тем в истории кино, и она прекрасно задаёт нужный тон. Она щеголевата, изящна, слегка иронична и игрива. Она всегда поднимала нам настроение".
Леви проигрывал мелодию на портативном плейере CD, использовал музыкальный сигнал мобильного телефона или просто пел её сам. В "Розовой пантере" Леви отваживается вторгнуться на чужую для него музыкальную территорию. В кульминационный момент, в разгар драки, Ксаниа поёт программную песню. Эта песня, "A Woman Like Me", стала результатом уникального сотрудничества режиссёра и Бьонси. "Песня играет важнейшую роль в этой решающей сцене, и нам нужно было что-то драматическое, - рассказывает Леви. - Кроме того, музыка должна была быть по-настоящему классной и отражать стиль и вкус Бьонси. Мы бросили клич в музыкальном сообществе, и получили массу песен от самых известных авторов. "A Woman Like Me" оказалась среди них лучшей".
Бьонси добавляет: " В ней есть сила Тины Тернер и драматизм бондовской музыкальной темы. Она точно соответствует характеру моей героини. Там много сильных высказываний, вроде: "Ты, думаешь, ты можешь управлять такой женщиной, как я?" В этом вся Ксаниа".
"В звукозаписывающей студии эта песня стала песней Бьонси. Так её не смог бы спеть никто другой. Она была словно в огне, - рассказывает Леви. - Наблюдать за ней в студии - словно лицезреть королеву. Она просто делала запись за записью - без колебаний, без раздумий. Затем она сдвоила и строила собственный голос, отдалившись на шесть-семь гармоний от себя самой. Это было удивительно".
Бьонси действительно прекрасно чувствует себя в звукозаписывающей студии, поскольку профессионально поёт с девяти лет. Музыка для неё - вторая натура, как комедия для Мартина.
"Розовая пантера" дала Бьонси возможность не только работать рядом с такими ветеранами комедии, как Мартин и Клайн, и применять свои вокальные таланты, но и наслаждаться u1085 нарядами, разработанными для неё дизайнером Джо Олиси. "Костюмы? - восклицает актриса. - Боже мой! Когда Джо Олиси пришёл на один из моих концертов до начала съёмок и показал мне несколько эскизов, я просто не могла дождаться примерки! Ксаниа - международная звезда и очень следит за модой, поэтому ей придумали фантастический гардероб. Все вещи имеют винтажный налёт с намёком на 40-е годы прошлого века и отличаются парижским шиком - в осовремененном стиле Жозефин Бейкер. Всё так замечательно сидит. Сразу видно, что сделано на заказ. Там были изумительные детали, в том числе серьги, крошечные бабочки и особенно туфли в горошек, сшитые специально для меня. Это были уникальные вещи".
В гардеробе Бьонси были такие вещи, как названное Олиси "Дневной красавицей" белое летнее платье с низким треугольным вырезом и пышной юбкой, которое в буквальном смысле остановило движение машин в Нью- Йорке, и невероятно красивое, сплошь расшитое блёстками бальное платье, облегающее фигуру Бьонси и выгодно оттеняющее её карамельную кожу.
"Бьонси - мечта любого дизайнера, - говорит Олиси. - Мы сделали для неё шесть костюмов, и каждый раз работать с ней было одно удовольствие. Создавая образ её героини, мы черпали вдохновение в Жозефин Бейкер, которая, как и Ксаниа любила бриллианты и драгоценности. Это послужило толчком для разработки бального платья. Мы хотели, чтобы она выглядела, как только что откупоренная бутылка шампанского, и отсюда появились эти блёстки".
Костюмы Олиси сыграли важную роль в обрисовке образа Клузо. Леви считает, что одежда помогла Мартину понять и сыграть своего героя: " Иногда герой становится понятен актёру изнутри, а иногда через внешние признаки. Я помню, как Стив с самого начала говорил, что, играя Клузо, он должен выработать его походку, осанку, акцент, голос, движения рта и выражение глаз. Он знал, что будет только тогда легко чувствовать себя в роли Клузо, когда определит её внешние аспекты. И походка, усы, выражение лица и, в особенности, одежда, очень помогли ему определить суть его героя".
В первых "Розовых пантерах" Клузо был очень стильно одет и выглядел безупречно. "Я всегда удивлялся, как это совмещается с бестолковостью инспектора, но на самом деле тут нет никакого противоречия, - рассказывает Мартин. - Клузо совсем не считает себя неумехой. Он видит в себе человека широких взглядов, уверенного, способного и светского. Мы перепробовали различные костюмы и остановились на базовом дизайне в стиле 60-х годов. Все мои костюмы - результат блестящей работы Джо Олиси".
По словам Олиси, он стремился создать для Клузо одежду не только удобную, но и немного смешную: "Для каждого персонажа мы искали тонкие индивидуальные детали. Что касается Стива Мартина, то мы попытались определить, что работает на Стива, сохраняя при этом стиль оригинальных фильмов о Розовой пантере. Я обнаружил несколько прекрасных фотографий, в том числе великого французского фотографа Жака-Генри Лартика, на изумительных снимках которого предстают обычные, но немного странные, чудаковатые люди. Мне показалось, что таков сам Стив и его Клузо. Кроме того, мы цитировали современного карикатуриста Жан-Жака Сэмпэ, который рисует парижскую жизнь с чисто французским и очень современным юмором. Опираясь на творчество этих мастеров, мы выработали для Клузо стиль, слегка напоминающий 60-е годы, но при этом изменили пропорции таким образом, что его пиджаки слегка тесны или коротки, а брюки слегка шарообразны и сделаны из очень мягкой материи, так что они развеваются по ветру. К тому же они ему коротки и не закрывают полосатые носки и огромные узконосые ботинки. Другими словами, его одежда должна была быть реалистичной, но слегка смешной и нелепой".
Время от времени Мартин носит знаменитый плащ Клузо, также претерпевший, однако, определённые изменения. "Мы решили, что он должен носить берет - потому что смотрится на Стиве очень смешно и лучше ему подходит, чем старая шляпа, - рассказывает Олиси. - Мы не отказались от плаща, потому что он стал эмблемой детектива, но укоротили его, сделали чёрным, так что он стал более строгим, по-прежнему оставаясь немного странным".
Гардероб Мартина - не только отражение чудаковатости Клузо, но и часть всего его странного мира. Художник-постановщик Лилли Килверт рассказывает в этой связи: "Всё здесь слегка смягчено, приукрашено и старомодно. Это непритязательная яркая картинка, место, где могут существовать такие невинные души, как Клузо. "Розовая пантера" живёт в своём собственном времени. Это не прошлое и не настоящее, а нечто, обладающее своими благодатными качествами, и мне хотелось, оставив Парижу и Нью-Йорку их подлинность, придать им свойства, которые смягчали бы резкую реальность, превращая их в Париж и Нью-Йорк нашей мечты".
В соответствии с этой концепцией офис Дрейфуса выдержан в живописном галльском стиле. Здесь высокие потолки, солидные картины, изукрашенные бордюры и мужественная изысканная мебель в коричневых и охряных тонах. Килверт должна была учитывать, что в этих царственных покоях происходят разного рода потасовки с участием Клузо. Поэтому декорации, построенные в студии "Кауфман-Астория" недалеко от Манхэттена за восемь недель, были снабжены стенами, которые легко убирались и устанавливались заново, что облегчало движения камеры, снимавшей комическое противостояние Мартина и Клайна.
В "Розовой пантере" Леви инспектор Клузо впервые посещает Нью-Йорк, где так много мест вроде Пятого авеню, Таймз Сквеа и отеля "Уэлдорф- Астория", где Клузо легко оказывается в положение рыбы, выброшенной на берег.
Некоторые интерьеры для Парижа и Италии Килверт также нашла в Манхэттене. К примеру, знаменитая нью-йорская Публичная библиотека изящных искусств, с её внушительными мраморными арками и изысканными росписями, предоставила свои интерьеры для съёмок некоторых помещений парижского Дворца юстиции, где находится штаб-квартира Дрейфуса. Эти помещения и офис Дрейфуса, построенный на студии "Кауфман-Астория", должны были совмещаться со старинным зданием парижского Сорбонского университета, где снимался Дворец правосудия снаружи и бальный зал. Бальный зал стал для Килверт большой проблемой, и прежде всего потому, что она должна была из Нью-Йорка руководить его сооружением в Париже. Во время самих съёмок Килверт одновременно координировала работу дизайнерских команд в трёх разных странах - Америке, Франции и Чехии. "Я люблю работать в Нью-Йорке, и мне было известно, что большую часть фильма мы будем снимать именно там, но Париж я тоже люблю и говорю по- французски, и пребывание там тоже меня радовало, - рассказывает Килверт, - хотя я страдала от разницы во времени. Интересно наблюдать за моими подчинёнными в разных странах, потому их рабочий процесс не во всём совпадает. К примеру, мне надо было понять, кто во Франции заведует небольшим реквизитом - декоратор или реквизитор? И есть ли у них художник по декорациям? Такие мелочи приобретают огромное значение, особенно из-за такого обилия деталей, нужных для декораций. И мне очень пригодились мои знания французского языка".
Особенно сложно, по признанию Килверт, было определиться с деталями для сцены в бальном зале: "Сцена в бальном зале - кульминация фильма, когда всей игре в кошки-мышки приходит грандиозный конец. Нам пришлось пойти на определённые ухищрения, чтобы ввести в нормальное русло лихорадочную активность, развернувшуюся в тот момент, когда Клузо приближается к убийце и вору. И, что самое важное, нам нужен был взгляд с потолка на сцену, где поёт Бьонси.".
Сорбонна, знаменитый французский университет, основанный в 13 веке, подавляет своей красотой, расписными потолками и мраморными холлами, но блеск бального зала ему всегда был чужд.
"Стилистически этот зал нам не подходил, - говорит Килверт, - хотя его архитектура нас устраивала. Поэтому мы должны были его оформить так, чтобы он выглядел более помпезно и празднично. Мы украсили его люстрами, гобеленами и цветами. Мы положили 400 метров красных ковров и заполнили зал сотнями статистов в красивых вечерних нарядах. Получилось величественное и глупое зрелище, которого мы и добивались". Сцена на балу потребовала особого дизайна, демонстрирующего изобретательность Клузо в использовании камуфляжа. "Одну настенную панель мы украсили мелким и не особенно агрессивным узором, а другую - более крупным, переходящим в подобие мрамора. Это был не особенно эстетичный приём, но он замечательно сработал, когда Стив вступил со своим приколом, и это было очень, очень смешно", - вспоминает Килверт. "Розовая пантера" - четвёртый фильм, над которым Леви работает вместе с главным оператором Джонатаном Брауном, который описывает операторский стиль фильма, как сочетание "приключенческого боевика и комедии": "Обычно комедии более светлые и приподнятые, чем драмы. Мы постарались привнести в наш фильм больше минорного, драматического освещения. Мы снимали широким кадром, чтобы у Стива было достаточно места для игры лицом и телом, но мы часто действовали так, будто снимаем не только комедию, но и приключенческий фильм".
Поскольку многие декорации Килверт были погружены в нейтральные или тёмные тона, соответствуя облику парижских интерьеров и городских фасадов, облицованных красивыми золотистыми камнями, многое зависело от того, какое освещение выберет Браун. Следуя желанию Леви создать для Клузо более мягкую версию реальности, он в основном выбирал гелевые фильтры, создающие мягкий и тёплый свет.
"Мы с Джонатаном решили, что освещение всегда должно быть мягким и никогда не обладать жёсткостью и холодом естественного света, - рассказывает Леви. - Если это был естественный свет из окна, он был смягчён прозрачными занавесками. Мы использовали жёлтые, оранжевые, золотистые оттенки, и свет и тон, использованный оператором, всегда немного красивей и мягче реального". Леви и Браун главным образом строили кадры классическим образом и разнообразили их время от времени необычными ракурсами. "Я пришёл к выводу, что при наличии хороших актёров и сценария, иногда самое лучшее и умное для режиссёра - просто уйти в сторону, - рассказывает режиссёр. - Поэтому, хотя иногда мы с Джонатаном использовали построение кадра, которое само диктовало правила игры, но чаще всего основная нагрузка падала на Стива и сценарий. Сам сценарий часто подсказывает особенности визуального ряда, а наш сценарий был необычным и причудливым. Поэтому мы не хотели, чтобы наши композиции были слишком симметричными.
Идя в какой-то степени против собственного вкуса, я одобрял некоторую странность композиций, поскольку исходил из оригинальности сценария. Такой подход был для меня не совсем обычен. Во многих кадрах мы видим Клузо точно в центре, хотя использован широкоугольный объектив. Но в двух третях композиций экран пуст, а Клузо находится где-то совсем сбоку. Мы сознательно нарушали баланс композиции: учитывая абсурдность образа Клузо, и кадр должен был строиться соответствующим образом".
Симондс добавляет, что использование негативного пространства в фильме также тщательно продумывалось: "Мы уделяли большое внимание протяжённости пространства в глубину. Если на переднем плане разворачивалось действие, то свободная часть композиции позволяла свободно вздохнуть. Зрителям надо давать такую возможность". Как и Килверт, Браун работал с интернациональной командой, состоящей из полиглотов из Америки, Франции и Чехии.
"Взаимодействие с интернациональной командой и знакомство с различными стилями работы были мне очень интересны, - говорит Браун. - Это было оригинальное смешение людей и личностей с коллективным подходом к работе. Большая часть моих функций заключается в установлении хрупкого баланса между творческой энергией и корпоративной эффективностью и в управлении энтузиазмом или его стимулировании у членов моей команды. Учитывая, что мне приходилось работать со столь неоднородной группой людей, мне пришлось уделять этой задаче ещё больше времени. Нам удалось объединить большую команду людей из разных стран. И они действительно оказались на высоте".
Все члены съёмочной группы должны были приспосабливаться к высокому темпу Леви и его энергии. К счастью, Браун уже работал с режиссёром над четырьмя фильмами и знал, как удовлетворить его запросы эффективно и на высоком художественном уровне. "Шону нравится обуздывать энергию, рождаемую управляемым хаосом, - отмечает Браун. - То, что в обычных условиях заняло бы 70 дней, мы должны были проделать всего за 49. Пожалуй, это была самая сложная сторона нашей работы. Мы смогли хорошо подготовиться благодаря интенсивному исследованию мест для съёмки и росписи кадров. В результате мы получили достаточно времени, чтобы до дня уложиться в график и снять все комедийные действия, шутки и трюки. И в конце концов, эти подготовительные работы дали возможность Шону выиграть время для работы с актёрами и не отступать от съёмок".
Первые фильмы о Розовой пантере отличались экзотическими местами съёмок, и, следуя этой традиции, Леви щедро показывал Францию, начиная от площади Дофин в Иль Де Ла Ситэ до огромного замка Вуасан в пригороде Парижа. По словам Брауна, для их съёмки он предпочитал элегантную, простую манеру, используя естественную красоту французских достопримечательностей.
Симондс поясняет, что все эти места съёмок были очень важны для придания фильму масштабности: "Возможно, вы усмотрите в этом противоречие, но мы хотели, чтобы "Розовая пантера" воспринималась как приключенческая комедия. Наш фильм должен был быть щедрым угощением для глаз. В первом фильме 1963 года предстали интересные, изысканные достопримечательности, и мы тоже не хотели ударить в грязь лицом. Мы активно подыскивали для съёмок места, которые бы наилучшим образом подходили для сценария и главного героя и в то же время выглядели внушительно и эффектно".
К Франции присоединился Нью-Йорк, куда Клузо отправляется по морю под видом туриста. "Нью-Йорк затрагивает нерв сценария, его эксцентричность, и мне хотелось, чтобы его визуальный ряд тоже был свежим и эксцентричным, - говорит Леви. - Клузо, этот законченный француз, стоящий посреди Таймз Сквеа в бейсбоке с надписью "Я люблю Нью-Йорк", представляет из себя нелепое, несуразное и очень смешное зрелище".
Так