А король то голый
«Аватар» - №26 в Америке
Новый мировой рекорд «Аватара» по кассовым сборам является ярким доказательством некоторой ущербности принятой практически повсеместно системы определения успеха фильмов по размерам собранных в прокате сумм.
Остановимся лишь на североамериканских сборах «Аватара»: если пересчитать собранные им суммы в количество зрителей, то окажется, что новый фильм Джеймса Кэмерона едва обошел «Звездные войны. Эпизод 1: Призрачная угроза», и с учетом инфляции он оказывается всего лишь на 26-м месте в списке блокбастеров всех времен.
И в этой системе координат и «Титаник» Кэмерона тоже отнюдь не первый, а шестой. И в свете этих фактов, стоит задуматься о правомерности утверждения Кэмерона о том, что он – король мира. Например, заслуги его коллеги Стивена Спилберга кажутся куда как масштабнее: спиберговские «Инопланетянин» занимает 4 место по количеству зрителей, «Челюсти» - 7-е, «Индиана Джонс и утерянный ковчег» - 16-е, а «Парк Юрского периода» - 17-е. А уж про «Унесенных ветром» лучше и вовсе не вспоминать – на фоне количества зрителей посмотревших этот фильм успехи любых аватаров окажутся жалкими титаниками.
Не стоит также забывать о соотношении расходов на производство с суммами, собранными в прокате: тот же «Инопланетянин» собрав 450 миллионов долларов, а производстве стоил менее 12-ти миллионов. А «Аватар»?
Мы не собираемся приуменьшать заслуги замечательного режиссера Кэмерона и его фильмов: мы просто призываем задуматься о справедливости нынешней системы координат, в которой определяется успех фильма. Ведь куда честнее выглядит заявление французов о том, что их позапрошлогодний мегаблокбастер «Добро пожаловать в землю Шти» обогнал предыдущего рекордсмена «Большую прогулку», хотя их и разделяет 4 десятилетия. Потому что подсчет велся по количеству проданных билетов.
Алексей Першко 28 января 2010