Итоги года: Украинское кино 2011 года
В 2011 году Украина отмечала двадцатую годовщину независимости. Посмотрев назад можно заметить, что в последние годы страна и далее настойчиво поддерживает статус некинематографического государства. Но неторопливыми шагами двигаясь вперед кинопроцесс в нашей стране в третьем десятилетии кажется начинает возрождаться. О самых главных удачах и неудачах украинского кино-2011 далее.
И несмотря на то, что средств из бюджета ежегодно выделяют на кино всё больше, ситуация остается стабильной. Мы можем замечать сейчас лишь определенные локальные победы. На 2012 год в украинском бюджете выделили 176 млн. грн. на кино. Одним из зачинщиков заложения рекордной суммы средств является сын президента Виктор Янукович-мл., отметивший что Партия регионов изначально рекомендовала финансирование кинематографии в размере 265 млн. Он обещает «перезагрузить» украинское кино совместными усилиями с Государственной службой кинематографии. К слову из выделенных из казны средств 167,5 млн. грн. пойдут на съемки и распространение национальных фильмов и финансовую поддержку государственного предприятия "Национальный центр Александра Довженко". Т.е. деньги будут выделены на реставрацию и восстановление забытой классики национального кино. Ведь каждые два месяца с 2011 г. данная фильмотека проводит показы немого кино в сопровождении современной музыки. Примечательно, что на кинематограф в 2010 году выделяли 24 млн. грн.
"Кросс" Марины Вроды
Фестивальные достижения Украины в 2011 году имели разную географию и последствия: некоторые картины получили дополнительный толчок, а другие были полностью разрекламированы наградой, ведь например при отсутствии «Золотой пальмовой ветви» нельзя было бы гарантировать успех короткометражки Марины Вроды «Кросс». Но среди девяти работ каннское жюри во главе с Мишелем Гондри отметило именно украинскую работу стоимостью 4 тыс. евро, которую украинские зрители смогли посмотреть в рамках 41-го кинофестиваля «Молодость». Короткий метр Марины является добротной работой с символическим смыслом бега в никуда, и при других обстоятельствах её работа возможно и не была бы столь высоко оценена. Но Канны диктуют моду в мировом кино, а потому признание престижного фестиваля бросает тень на работу Вроды, которую теперь трудно воспринимать в разрезе всего украинского кино. Ведь не каждая качественная короткометражка в Украине достигает даже участия в подобных форумах.
Одной из основных возможностей налаживания производства кино для Украины является участие в копродукциях, которые абсолютно реально могут поднять уровень создания фильмов в нашей стране на качественно новый уровень. В ходе проведения 64-го Каннского кинофестиваля было подписано соглашение о совместном кинопроизводстве между Украиной и Францией. Представители стран договорились о совместном движении в создании фильмов, среди которых первым проектом должна стать лента Елены Фетисовой «Параджанов». Картина в которой известный армянский режиссер Серж Аведикян сыграет роль Параджанова охватит 25 лет жизни знаменитого творца. Съемки происходят в Украине, Франции, Грузии, Армении и Нидерландах. В январе текущего года немецко-французский телеканал «Arte France Cinema» стал копродюсером картины, к созданию которой от Украины примкнула киностудия «Интерфильм».
Одним из заметных явлений в Украине в прошлом году явилось проведение питчинг-сессий, по результатам которых Государственное агентство по вопросам кино избрало 37 проектов кинокартин, производство которых будет поддержано из казны. Среди победителей новые картины Киры Муратовой, Алексея Германа-мл и др. В прошлом году между победителями были разделены около 70 млн. гривен. Совершенно беспристрастным питчинг не оказался, ведь некоторые члены жюри были заинтересованы в продвижении проектов к которым имели косвенное отношение. К примеру режиссер Владимир Тихий, известный по короткометражному альманаху «Мудаки: Арабески» был членом экспертной комиссии и также был представлен как сорежиссер проекта альманаха «Украина, goodbye!", попавшего в финальный список победителей. Но в любом случае за справедливым "распределением слонов" пристальным взглядом следила Екатерина Копылова, которая заверяла представителей СМИ, что члены экспертной комиссии порядочные и объективные люди. Тем временем Алексей Герман-мл. ещё во время «Молодости» представил проект своего нового фильма «Под электрическими облаками», который будет состоять из новелл и часть съемок будет проходить на территории Украины. Совсем недавно Кира Муратова завершила съемки своего последнего фильма «Кинопробы. Однокурсники», продюсером которого является Олег Кохан с « SOTA Cinema Group », завоевавший для этой работы возможность получения финансовой помощи со стороны государства.
Между тем среди всех снятых картин в прошедшем году от Украины не нашлось работы, которая могла бы побороться за статуэтку «Оскар». Среди претендентов, а это романтический фильм с участием певицы Лилу «Любовь и точка», нестандартный фильм Александра Шапиро «Днепр», сборник киноновелл «Аня, "Волга", рок-н-ролл», и наиболее реальный претендент - фильм о Чернобыле "В субботу» - ни одна лента не отвечала требованиям американской академии. Из всех технических параметров украинские картины не соответствуют голливудским стандартам и по причине отсутствия широкого проката на территории нашего государства. По традиции, возникшей в 2003 году, через каждые 3 года Украина презентует американским киноакадемикам ленту: изначально это был «Мамай» Олеся Санина, в 2006 г. - «Аврора» Оксаны Байрак, а в 2009 г. - «Иллюзия страха» Александра Кириенко. Как пообещали члены оскаровского комитета в 2012 г. они ожидают рассмотрения 5-7 достойных картин, что скорее всего приведет к успешному отбору украинского фильма на «Оскар».
Во второй половине 2011 года на третьем Киевском кинофестивале была представлена лента «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» Михаила Ильенко, снятая за 16 млн. грн. Её бюджет был составлен из государственных и спонсорских средств, а съемки картины начались еще в 2007 году. Главным успехом данной работы можно считать бурную промо-кампанию созданную в СМИ. Авторы позиционируют данную ленту как первый большой успех возрожденного украинского кино, с чем можно согласиться, лишь взглянув на этот фильм закрывая глаза на его сюжетные и исполнительские недостатки. Фильм, как мы видим по сравнению с другими украинскими лентами имеет весьма успешную прокатную судьбу, что конечно впоследствии может привести к выработке определенного интереса граждан к кино снятого в Украине. Хотя совершенно ясно, что средства выделеные государством на фильм Ильенко могли бы быть распределены и на менее затратные проекты молодых кинематографистов у которых все впереди, и которые в действительности будут поднимать с колен украинскую индустрию кино.
Ещё одной значительной премьерой стала презентация на "Молодости" социальной ленты «Гамер», отснятой за 20 тыс. $ на фотоаппарат с непрофессиональными актерами. Мировая премьера ленты состоялась в рамках программы «Светлое будущее» на Роттердамском фестивале, который завершился 5 февраля. «Гамер» - это подростковая драма о юноше, который бежит от реальности в мир компьютерных игр. Соотнеся малобюджетный «Гамер» и например фильм Ильенко можно заметить, что разница заключается лишь в количестве зрителей и качества картинки. Малобюджетное полуаматорское кино вроде «Гамера» обречено на фестивальное забвение, хотя это и представляет собой абсолютный показатель качества данного проекта. А вот фильм Ильенко обречен остаться еще одним грандиозным киноэкспериментом новейшей украинской истории. Непонятна политика государственных структур, которые наверняка понимая невозможность окупить расходы на съемки ленты Ильенко вложили в этот проект 10 млн. гривен. А теперь становится очевидным, что фильм кроме широкого проката в Украине не будет принимать участие в борьбе за призы на Берлинском фестивале оставаясь презентованным там лишь на стенде. Так можно ли считать целесообразными расходы средств из казны на фильм, который не сможет окупиться и не получит международного признания?
Ответы на этот и другие вопросы нам предоставит новый кинематографический год, в котором украинская киноиндустрия будет вновь упорно бороться за место под солнцем.
Максим Ивануха