Фільм Уявні друзі 2024

Итоги года: Украинское кино 2011 года


Новости: Итоги года: Украинское кино 2011 года

В 2011 году Украина отмечала двадцатую годовщину независимости. Посмотрев назад можно заметить, что в последние годы страна и далее настойчиво поддерживает статус некинематографического государства. Но неторопливыми шагами двигаясь вперед кинопроцесс в нашей стране в третьем десятилетии кажется начинает возрождаться. О самых главных удачах и неудачах украинского кино-2011 далее.

И несмотря на то, что средств из бюджета ежегодно выделяют на кино всё больше, ситуация остается стабильной. Мы можем замечать сейчас лишь определенные локальные победы. На 2012 год в украинском бюджете выделили 176 млн. грн. на кино. Одним из зачинщиков заложения рекордной суммы средств является сын президента Виктор Янукович-мл., отметивший что Партия регионов изначально рекомендовала финансирование кинематографии в размере 265 млн. Он обещает «перезагрузить» украинское кино совместными усилиями с Государственной службой кинематографии. К слову из выделенных из казны средств 167,5 млн. грн. пойдут на съемки и распространение национальных фильмов и финансовую поддержку государственного предприятия "Национальный центр Александра Довженко". Т.е. деньги будут выделены на реставрацию и восстановление забытой классики национального кино. Ведь каждые два месяца с 2011 г. данная фильмотека проводит показы немого кино в сопровождении современной музыки. Примечательно, что на кинематограф в 2010 году выделяли 24 млн. грн.

"Кросс" Марины Вроды

Фестивальные достижения Украины в 2011 году имели разную географию и последствия: некоторые картины получили дополнительный толчок, а другие были полностью разрекламированы наградой, ведь например при отсутствии «Золотой пальмовой ветви» нельзя было бы гарантировать успех короткометражки Марины Вроды «Кросс». Но среди девяти работ каннское жюри во главе с Мишелем Гондри отметило именно украинскую работу стоимостью 4 тыс. евро, которую украинские зрители смогли посмотреть в рамках 41-го кинофестиваля «Молодость». Короткий метр Марины является добротной работой с символическим смыслом бега в никуда, и при других обстоятельствах её работа возможно и не была бы столь высоко оценена. Но Канны диктуют моду в мировом кино, а потому признание престижного фестиваля бросает тень на работу Вроды, которую теперь трудно воспринимать в разрезе всего украинского кино. Ведь не каждая качественная короткометражка в Украине достигает даже участия в подобных форумах.

Одной из основных возможностей налаживания производства кино для Украины является участие в копродукциях, которые абсолютно реально могут поднять уровень создания фильмов в нашей стране на качественно новый уровень. В ходе проведения 64-го Каннского кинофестиваля было подписано соглашение о совместном кинопроизводстве между Украиной и Францией. Представители стран договорились о совместном движении в создании фильмов, среди которых первым проектом должна стать лента Елены Фетисовой «Параджанов». Картина в которой известный армянский режиссер Серж Аведикян сыграет роль Параджанова охватит 25 лет жизни знаменитого творца. Съемки происходят в Украине, Франции, Грузии, Армении и Нидерландах. В январе текущего года немецко-французский телеканал «Arte France Cinema» стал копродюсером картины, к созданию которой от Украины примкнула киностудия «Интерфильм».

Одним из заметных явлений в Украине в прошлом году явилось проведение питчинг-сессий, по результатам которых Государственное агентство по вопросам кино избрало 37 проектов кинокартин, производство которых будет поддержано из казны. Среди победителей новые картины Киры Муратовой, Алексея Германа-мл и др. В прошлом году между победителями были разделены около 70 млн. гривен. Совершенно беспристрастным питчинг не оказался, ведь некоторые члены жюри были заинтересованы в продвижении проектов к которым имели косвенное отношение. К примеру режиссер Владимир Тихий, известный по короткометражному альманаху «Мудаки: Арабески» был членом экспертной комиссии и также был представлен как сорежиссер проекта альманаха «Украина, goodbye!", попавшего в финальный список победителей. Но в любом случае за справедливым "распределением слонов" пристальным взглядом следила Екатерина Копылова, которая заверяла представителей СМИ, что члены экспертной комиссии порядочные и объективные люди. Тем временем Алексей Герман-мл. ещё во время «Молодости» представил проект своего нового фильма «Под электрическими облаками», который будет состоять из новелл и часть съемок будет проходить на территории Украины. Совсем недавно Кира Муратова завершила съемки своего последнего фильма «Кинопробы. Однокурсники», продюсером которого является Олег Кохан с « SOTA Cinema Group », завоевавший для этой работы возможность получения финансовой помощи со стороны государства.

Между тем среди всех снятых картин в прошедшем году от Украины не нашлось работы, которая могла бы побороться за статуэтку «Оскар». Среди претендентов, а это романтический фильм с участием певицы Лилу «Любовь и точка», нестандартный фильм Александра Шапиро «Днепр», сборник киноновелл «Аня, "Волга", рок-н-ролл», и наиболее реальный претендент - фильм о Чернобыле "В субботу» - ни одна лента не отвечала требованиям американской академии. Из всех технических параметров украинские картины не соответствуют голливудским стандартам и по причине отсутствия широкого проката на территории нашего государства. По традиции, возникшей в 2003 году, через каждые 3 года Украина презентует американским киноакадемикам ленту: изначально это был «Мамай» Олеся Санина, в 2006 г. - «Аврора» Оксаны Байрак, а в 2009 г. - «Иллюзия страха» Александра Кириенко. Как пообещали члены оскаровского комитета в 2012 г. они ожидают рассмотрения 5-7 достойных картин, что скорее всего приведет к успешному отбору украинского фильма на «Оскар».

Во второй половине 2011 года на третьем Киевском кинофестивале была представлена ​​лента «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» Михаила Ильенко, снятая за 16 млн. грн. Её бюджет был составлен из государственных и спонсорских средств, а съемки картины начались еще в 2007 году. Главным успехом данной работы можно считать бурную промо-кампанию созданную в СМИ. Авторы позиционируют данную ленту как первый большой успех возрожденного украинского кино, с чем можно согласиться, лишь взглянув на этот фильм закрывая глаза на его сюжетные и исполнительские недостатки. Фильм, как мы видим по сравнению с другими украинскими лентами имеет весьма успешную прокатную судьбу, что конечно впоследствии может привести к выработке определенного интереса граждан к кино снятого в Украине. Хотя совершенно ясно, что средства выделеные государством на фильм Ильенко могли бы быть распределены и на менее затратные проекты молодых кинематографистов у которых все впереди, и которые в действительности будут поднимать с колен украинскую индустрию кино.

Ещё одной значительной премьерой стала презентация на "Молодости" социальной ленты «Гамер», отснятой за 20 тыс. $ на фотоаппарат с непрофессиональными актерами. Мировая премьера ленты состоялась в рамках программы «Светлое будущее» на Роттердамском фестивале, который завершился 5 февраля. «Гамер» - это подростковая драма о юноше, который бежит от реальности в мир компьютерных игр. Соотнеся малобюджетный «Гамер» и например фильм Ильенко можно заметить, что разница заключается лишь в количестве зрителей и качества картинки. Малобюджетное полуаматорское кино вроде «Гамера» обречено на фестивальное забвение, хотя это и представляет собой абсолютный показатель качества данного проекта. А вот фильм Ильенко обречен остаться еще одним грандиозным киноэкспериментом новейшей украинской истории. Непонятна политика государственных структур, которые наверняка понимая невозможность окупить расходы на съемки ленты Ильенко вложили в этот проект 10 млн. гривен. А теперь становится очевидным, что фильм кроме широкого проката в Украине не будет принимать участие в борьбе за призы на Берлинском фестивале оставаясь презентованным там лишь на стенде. Так можно ли считать целесообразными расходы средств из казны на фильм, который не сможет окупиться и не получит международного признания?

Ответы на этот и другие вопросы нам предоставит новый кинематографический год, в котором украинская киноиндустрия будет вновь упорно бороться за место под солнцем.

Максим Ивануха

mivanukha 9 февраля 2012


Avatar
Имя:
7 мая 2024

популярные новости


Самые прибыльные фильмы 2023 года Самые прибыльные фильмы 2023 года

«Братья Супер Марио в кино» заработали больше, чем «Барби».

7 мая 2024 151
Бокс-офис США. Открытие сезона блокбастеров Бокс-офис США. Открытие сезона блокбастеров

«Каскадер» возглавил прокат, но показал посредственные результаты.

6 мая 2024 225
Самые большие кассовые провалы 2023 года Самые большие кассовые провалы 2023 года

Проекты студии Disney заняли четыре места из пяти.

3 мая 2024 478
Трейлер фильма «Дэдпул и Росомаха» Трейлер фильма «Дэдпул и Росомаха»

Каждый заслуживает счастливого конца.

23 апреля 2024 701
Марго Робби нашла для себя новый комикс Марго Робби нашла для себя новый комикс

Актриса может сыграть в экранизации «Эвенджелины» Роба Лайфелда, создателя «Дэдпула».

1 мая 2024 473