Алексей Герман

Войти через
Регистрация
 

Алексей Герман
 
Алексей Герман (Алексей Герман)
Дата рождения: 20 июля 1938 1938-07-20
Биография
 

Алексей Юрьевич (Георгиевич) Герман – советский и российский кинорежиссер и сценарист, а также актер и продюсер. Алексей Юрьевич является одним из ведущих представителей российского авторского кинематографа. Получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста Российской Федерации.

Алексей Георгиевич родился 20 июля 1938 года в Ленинграде в семье Татьяны Александровны (Риттенберг) и известного писателя Георгия (Юрия) Германа. Родословная Алексея состоит из питерской интеллигенции, знатный род по материнской линии насчитывает целый ряд высокопоставленных особ еврейского происхождения в лице адвокатов, статских советников, чиновников, купцов и военных. Род по отцовской линии был не менее интересен: дед (Павел Николаевич Герман) был штаб-капитаном со своей супругой (бабушкой режиссера) генеральской дочкой Надеждой Константиновной Игнатьевой. Отец режиссера Юрий (Георгий) Павлович Герман – широко известный кинодраматург и писатель, сценарист, Лауреат Сталинской премии второй степени повлиял на будущее режиссера. По мнению Юрия Павловича, сын должен был опробовать всё «на своей шкуре», всем нужным сын был обеспечен с юных лет, поэтому Алексею предоставлялась полная свобода действий.

После окончания школьного обучения выбор для дальнейшего образования Алексея пал на Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где он обучался азам режиссуры на курсе Народного артиста СССР, мастера советской кинематографии – Григория Михайловича Козинцева, а лекции на курсе читал известный педагог и мастер театрального дела – Музиль Александр Александрович. После окончания института в 1960 году Герман поставил свой дебютный спектакль на сцене Смоленского Государственного драматического театра имени А. С. Грибоедова (сказка «Мал, да удал»). Параллельно с этим театральная карьера Германа набирала оборотов, и он начал работать в качестве помощника режиссера в ленинградском Большом Драматическом Театре, где помогал ставить спектакли известному театральному режиссеру Георгию Александровичу Товстоногову. Герман трудился над театральными постановками «Четвертый» (1961), «Поднятая целина» по произведению М. А. Шолохова и спектаклем «Фараоны» по комедийному рассказу А. Коломийца (1960).

Со второй половины 1960-х годов Алексей Юрьевич углубился в кинематограф. В 1964 году он служил вторым сценаристом на студии «Ленфильм» и работал вместе с режиссером С. Венгеровым над его фильмом «Рабочий поселок», а после этого вместе с режиссером Григорием Ароновым снял историческую драму «Седьмой спутник», работа над которой была завершена в 1967 году.

В конце уходящего десятилетия Герман начал работу над своим первым самостоятельным проектом – драмой по одноименной повести своего отца Юрия Германа «Операция «С Новым Годом!». Уже в его первой работе чувствовался необыкновенный, неприсущий той киноэпохе, стиль. Военная драма была снята в абсолютно непривычной в то время манере, также поражала не скрытая, даже «голая» правда жизни советских партизан. В главных ролях снялись Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Олег Борисов, Николай Бурляев, а Владимир Заманский исполнил роль полицая предателя Лазарева. Работа над фильмом завершилась в 1971 году, но на экраны он не был допущен. Так картина пролежала «на полке» целых пятнадцать лет и впервые была продемонстрирована только в 1986 году под другим названием – «Проверка на дорогах». Лента имела настоящий успех у кинозрителей, строгих критиков и даже власти («Проверка на дорогах» получила Госпремию в 1988 году). Так самостоятельная дебютная работа Германа прошла сквозь ряд испытаний, но всё-таки получила достойное признание. Однако похожую судьбу имели и последующие ленты режиссера.

Следующим детищем режиссера стала картина «Двадцать дней без войны», работа над которой также оказалась не без трудностей. В процессе работы над картиной то и дело возникали разногласия с чиновниками и представителями властей. Тем не менее, в 1976 году фильм по повести Константина Симонова был снят. В главной роли снялся Юрий Никулин (а его напарницей стала Людмила Гурченко), его герой – фронтовой журналист Василий Лопатин, который отправился в отпуск в Ташкент на двадцать дней, эти безвоенные дни кажутся ему странными, а жизнь в тылу совсем непривычной. История ведется от первого лица, в фильме присутствует всё та же необычайная специфическая атмосфера, документальная стилистика и серая цветовая гамма картинки, как и в предыдущем его фильме. Впоследствии эти приемы станут постоянно повторяющимися у Германа, переходящими из фильма в фильм, сформируют его особую авторскую эстетику и превратятся в творческий почерк, узнаваемый зрителями. Всё вышеперечисленное очень хорошо сочлось в его следующем фильме. «Двадцать дней без войны» был признан критиками на разных кинофестивалях и отмечен премией Жоржа Садуля в 1977 году.

Алексей (в соавторстве со своей супругой – Светланой Кармалитой) написал сценарий к детской военной драме «Садись рядом, Мишка», которую в 1977 году снял режиссер Яков Базелян. А в 1981 году Алексей Юрьевич вместе с супругой стал автором сценария комедийного фильма Михаила Ордовского «Путешествие в Кавказские горы».

Следующей картиной стал фильм «Мой друг Иван Лапшин» по повести отца Алексея Юрьевича. История разворачивается в небольшом провинциальном городке Унчаске, которую ведает зрителям очевидец – маленький мальчик, который в те годы (1930-е) запомнил всё своей чистой и незапятнанной памятью ребенка. Главный герой – начальник уголовного сыска Иван Лапшин (в исполнении Андрея Болтнева) направлен в город с целью поимки особо опасного преступника, во время общения с местными жителями, влюбляется в прекрасную актрису самодеятельного театра (Нина Русланова). В истории есть место всему – бандитским разборкам, любви и настоящей дружбе. Роль друга Лапшина, Ханина, сыграл Андрей Миронов, он предстал перед киномиром в необычном для его комедийного амплуа драматичном образе, а роль стала одной из лучших в его творческой карьере. «Мой друг Иван Лапшин» - настоящий «зрелый» фильм Германа, соединяющий все эстетические элементы его предыдущих работ и окончательно сформировавший его творческий почерк. Документальная эстетика находится на пике – герои вольно входят и выходят из кадра, как будто не обращая внимания на операторов и игнорируя все правила композиции. «Германовские» элементы картины воспринимаются уже не просто на уровне «красивой картинки», иллюстрируя эстетические предпочтения автора, но приобретают важный философский смысл в истории драмы. Фильм по достоинству оценили киноведы разных стран, а создатели ленты получили государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых и «Бронзового леопарда» на кинофестивале в Локарно.

В 1986 году Алексей Герман стал автором текста писем для фантастической драмы Константина Лопушанского «Письма мертвого человека», а в 1991 году вместе со своей женой Светланой Кармалитой написал сценарий к исторической драме Ардака Амиркулова «Тень завоевателя».

После этого Алексей Георгиевич приступил к следующему фильму – драме «Хрусталев, машину!», сценарий к которому написал вместе с супругой. Работа над картиной длилась около семи лет. История драмы рассказывает о последних днях жизни Сталина и судьбе советской страны этого периода. Фирменная авторская манера была максимально утрирована, даже в некотором роде доведена до абсурда, благодаря чему очень ярко выражен образ, утратившего «все святое» за время правления Вождя, общества. В картине снялись Юрий Цурило, Нина Русланова, Михаил Дементьев, Александр Баширов и многие другие. «Хрусталев, машину!» получил международную известность, хотя об истинном значении содержания и важности темы спорят по сей день. Фильм вышел на экраны в 1998 году и стал участником многих кинофестивалей, в том числе в Каннах, а также одержал победу на таких фестивалях, как «Золотой век», «Ника», «Своя колея» и прочих.

В 1990 году Алексей Юрьевич стал организатором студии экспериментального кино «СПиЭФ», которой руководил вплоть до своей смерти. А в 1998 году Герман набрал свою первую группу на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Следующим детищем режиссера, над которым он трудился больше 10 лет, и которое вышло на экраны уже после его смерти, стала философская притча «Трудно быть богом» («История арканарской резни», еще один вариант названия – «Что сказал табачник с Табачной улицы»). Идея съемки фильма родилась у режиссера еще в конце 1980-х, а воплощать её Герман стал, начиная с 1990 года. Картина является рекордсменом по продолжительности производственного процесса в истории русского кинематографа. В основе сюжета – одноименная фантастическая повесть братьев Стругацких, речь в которой идет о необыкновенной планете, на которой находятся наблюдатели, следящие и старающиеся «аккуратно» подправлять происходящее на Земле. Один из таких, Румата Эсторский, не в силу наблюдать за ситуацией в городе Арканаре, нарушает обещанный нейтралитет и хочет вмешаться в ход истории. На главную роль в фильме был приглашен Леонид Ярмольник, также с ним на съемочной площадке работали Наталья Мотева, Юрий Цурило, Александр Чутко и многие другие. Такой длительный период, затраченный на производство фильма, многие объясняют страстью Германа к точности отображения задуманного, он был очень скрупулезен и придирчив, большое внимание уделял даже мельчайшим деталям. Шесть лет жизни (с 2000 по 2006) Алексей Юрьевич отдал только работе над звуком в ленте. Также актеры, работавшие вместе с Германом, часто говорили, что сотрудничая с Алексеем Георгиевичем нужно иметь большой запас терпения и выносливости. Тем не менее, сняться у такого режиссера, было настоящим подарком и величайшим опытом для любого актера. Также грандиозные сроки производства часто связывают с недостатком финансирования и проблем со здоровьем Германа. Материалы фильма, выдаваемые в свет «порциями» становились настоящим событием в мире кинематографа, а в то время режиссер из Швейцарии Антуан Каттин вместе с П. Костомаровым снимал документальную ленту «Плейбек» о жизни и творчестве Германа. «Трудно быть богом» не был завершен Алексеем Юрьевичем при жизни, окончательную работу над фильмом делали его ученики. Премьера фильма была назначена точно к 40 дню смерти режиссера, а полную окончательно завершенную версию фильма можно было увидеть на международном кинофестивале в Риме осенью 2013 года. Алексей Герман умер 21 февраля 2013 года, так и не дожив до премьеры своего последнего фильма, за вклад в киноискусство режиссер был удостоен премии посмертно.

За свою творческую жизнь Алексей Герман подарил миру кино шесть настоящих шедевров, ставших иконой российского авторского кино. Помимо режиссуры, он снимался в фильмах других режиссеров, читал лекции, был директором картин. Его сын – Алексей Герман младший пошел по отцовским стопам и сейчас является одним из представителей нового авторского кино, в его творческой эстетике явно ощущается влияние и дух отца.

Рейтинг персоны   |   Ваша оценка:
0 / 10 Голосов:
Комментарии
 
Имя
20 января 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы



fk tw