На отечественные экраны выходит один из фаворитов кинематографической фортуны этого года – «Даллаский клуб покупателей» канадца Жана-Марка Валле: лента получила 2 «Золотых глобуса» и 3 «Оскара». Наверное, режиссер с продюсерами заранее на это и рассчитывали.
Типичный представитель техасского «белого отребья» Рон Вудруф еще на самой заре эпидемии СПИДа случайно обнаруживает, что болен этой болезнью гомиков и наркоманов. Сначала им овладевает животный страх смерти и, соответственно, им движет поначалу животное желание выжить. Но обстоятельства и реалии жизни превращают его в пытливого исследователя фармакологического рынка и страстного борца не только за собственную жизнь, но и за жизни сотен и тысяч «коллег по несчастью», брошенных властями на произвол судьбы, точнее, оставленных на попечение убийственно медлительной и заскорузлой бюрократии от здравоохранения.
Спустя почти 10 лет после прозвучавшего на Западе хита C.R.A.Z.Y., снять продолжение которого ему так и не удалось, Жан-Марк Валле вновь отыскал свою магическую формулу кино, сняв «Даллаский клуб покупателей», просто осыпанный всеми возможными почестями в мире кино, главные из которых уже упоминались выше. И такая судьба кажется вполне логичной для этой драмы, снятой по всем чемпионским канонам: поучительная история, основанная на реальных событиях, политическая сознательность (и, главное, - совершенная политическая корректность) и великолепные актеры. Вот тут из песни слов не выкинешь: Мэтью Макконахи и впрямь совершает прыжок через гиперпространство прямиком в высшую лигу «артхаузных» актеров, А Джаред Лето как всегда прекрасно выдает на гора очередного наркомана, разве что добавив в образ яркие краски трансгендерной проблематики. Да и в остальных своих компонентах лента выдержана по всем полагающимся канонам: метаморфозы антигероя Рона Вудруфа, ковбоя-гомофоба, кокаиниста и безудержного развратника, который ввязывается в борьбу с фармацевтической индустрией и здравоохранительной бюрократической мафией, описаны без сучка и задоринки. Таким образом, имеем очередной образчик вечной истории одинокого борца с системой, рассказанной в духе «Эрин Брокович» Стивена Содерберга, которая не раз и не два вспоминается во время просмотра «Клуба» не столько из-за манеры, в которой Жан-Марк Валле пользуется своими авторскими приемчиками, сколько из-за крайней эффективности манеры повествования.