Икона де Голля
В рамках онлайн-программы допремьерных показов «Французской весны» в Украине доступен для просмотра фильм «Генерал де Голль» Габриэля Ле Бомена, который в очередной раз заставляет задуматься над тем, по что превращается любая попытка (даже предпринятая из самых благих пожеланий) вместить в кадр национального героя.
Начало лета 1940 года. В маленьком городке Коломбэ-ле-дез-эглиз, находящемся в уютном уголке французской провинции Шампань, в приусадебном парке прогуливается многочисленная семья, обсуждающая ближайшее будущее и главный предмет для обсуждения – перспективы войны с фашисткой Германией, чьи войска вплотную подошли к французским границам. Одни считают, что эта ситуация разрешиться мирным путем, другие уверены, что знаменитая «линия Мажино» способна сдержать любой натиск. И только глава семьи полковник де Голль знает, что война неизбежна, но старается особо не беспокоить близких. Но вскоре уверенность полковника начинает получать подтверждения, и он оказывается на передовой, где ему даже удается одержать локальную победу над превосходящими силами немцев. Вихрь событий захватывает полковника де Голля: вот он уже в Париже, где ему временно присваивают звание генерала и назначают заместителем министра обороны; вот он в Лондоне, где пытается убедить Уинстона Черчилля, что Франция будет сражаться до конца; вот он в Бордо, куда переехало правительство Франции накануне падения Парижа, пытается убедить кабинет министров в необходимости продолжения войны; вот он в Бретани, откуда, после краткой встречи с семьей, вновь направляется Лондон – теперь уже на долгое время. И вот он, апофеоз – де Голль в лондонской студии ВВС зачитывает свое знаменитое обращение к французской нации. На календаре – 18 июня 1940 года…
Лента «Генерал де Голль» удивляет своей старомодностью и помпезностью – порой с трудом верится, что снята она во Франции в 2019-м году. И, как представляется, причиной тому – главный персонаж картины, точнее, масштаб этой личности. Зная отношение французов к генералу (или Коннетаблю, как его еще называют) – например, одна из главных площадей Парижа, на которой находится вторая Триумфальная Арка и Вечный огонь, называется «Шарль де Голль – Этуаль» - ожидать от этого фильма чего-то иного было бы странно. Пиетет, испытываемый французами в отношении генерала, очевидно никогда не позволит – по крайней мере, на экране – показать де Голля иначе, как рыцаря без страха и упрека, образцового семьянина и не менее образцового католика. И, главное, - Патриота.