Ну и кто здесь псих?
Психологические (или психиатрические?) триллеры и детективы всегда находят благодарную публику. Некоторые из них принимают скорсезе-нолановский уклон, а некоторые – интеллектуально научный. «Дом проклятых» сложно причислить к одной из этих двух категорий, уже хотя бы потому что основываясь на идее Эдгара Аллана По фильм выходит за рамки того, что мы привыкли обычно наблюдать в подобных фильмах.
Молодой выпускник Оксфорда доктор Ньюгейт прибывает в отдаленную провинцию в лечебницу для умалишенных, надеясь получить ценный клинический опыт. Здесь он встречает загадочную Элизу, пациентку с явными признаками женской истерии. Параллельно с зарождающимся к пациентке чувством доктор начинает понимать, что лечебница хранит некий страшный секрет. И обнаружив разгадку, Ньюгейт понимает, что должен стать именно тем, кто спасет положение – хотя пока и не знает как именно.
О главной интриге «Дома проклятых» зрителю становится известно еще на первых двадцати минутах, а уж остальной час с лихвой мы пытаемся угадать – чем же закончится вся эта катастрофа? Одна из главных прелестей картины в том, что аудитория практически на протяжении всего действа несколько раз чувствует смену полярности между «хорошими» и «плохими» парнями. И ведь, правда, абсолютно непонятно, в итоге, кто здесь жертва.
Большинство персонажей фильма – ментально больные люди. Однако «Дом проклятых» затрагивает похожий вопрос, что и пару лет назад «Сборник лучиков надежды»: насколько больны здоровые и насколько на самом деле здоровы больные? Пироманы, алкоголики, даже серийные убийцы и шизофреники в отдельных эпизодах выглядят психически стабильнее и милосерднее тех, кого мы привыкли считать «нормальными».
От рассказа Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро» здесь осталась только базисная идея. Что впрочем и не странно – в рассказах По персонажи практически никогда не раскрываются до такой степени, чтобы с легкостью шагнуть на экран. Изюминкой его рассказов остаются внезапные повороты и мрачная атмосфера. «Дому проклятых» повезло со сценаристом Джо Ганджеми, относительным новичком, который, впрочем, доказывает свое мастерство с первых минут фильма. Динамики и открытого саспенса в истории предостаточно.
Режиссером картины выступил Бред Андерсон, заработавший славу благодаря тому самому «Машинисту» и множеству телесериалов, среди которых и «Грань». Интересно, что то, что стало бы у Уэса Крейвена страшной комедией, а у Джеймса Вана – накручено давящим триллером, у Андерсона стало практически психологической драмой (в лучшем понимании этого жанра). Никакого занудства, излишества в деталях – многогранно и, опять-таки, динамично. Такое чувство, что «Дом проклятых» - это песочные часы, которые постоянно переворачивают, не дав шанса песку полностью истечь в пользу одной из сторон.
Актеры подобраны безупречно – от заслуженных ветеранов экрана Бена Кингсли и Майкла Кейна до прославленных, но еще не «разогревшихся» во всю Джима Стёрджисса и Кейт Бекинсейл. Ну и, конечно, забавно смотреть на персонажа Дэвида Тьюлиса, которого многие зрители помнят не только по культовому «Мальчику в полосатой пижаме», но и по роли Люпина в саге «Гарри Поттер». Сыгран «Дом проклятых» прекрасно.
И last, but not least – костюмы и в целом викторианский антураж. Эти два элемента не в последнюю очередь задают атмосферу всей картине. Для фильма с бюджетом всего в 13 миллионов долларов «Дом проклятых» идеален во всех аспектах.
В общем, фильм очень и очень неплох. Это не кассовый блокбастер, но и не то, что как правило принято показывать в рамках внеконкурсных программ кинофестивалей – «Дом проклятых» однозначно рассчитан на массовую аудиторию.