На украинские экраны с годичным опозданием вышел фильм «Класс» Лорана Кантэ – лента, уже успевшая войти в историю кино просто лишь потому, что ее увенчала «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля. Столь большое опоздание с прокатом – даже не упрек нашим прокатчикам, а некая черта, характеризующая состояние нашего проката. Хотя интереса от просмотра ленты сей печальный факт уменьшить не должен.
Франсуа (реальный учитель, журналист и кинокритик) преподает в коллеже где-то в парижском пригороде, в котором еще недавно (если принять на веру телевизионную картинку) ученики, заполняющие его класс, жгли соседские машины. Он не только преподаватель, но и классный руководитель, пытающийся установить со своими подопечными хоть какой-то контакт путем нахождения нестандартных подходов – вплоть до обсуждения собственной сексуальной ориентации. В этих мытарствах и проходит учебный год, завершающийся товарищеским футбольным матчем между учениками и учителями. Победу одерживают первые.
Лоран Кантэ, давно избравший в режиссуре путь наиболее близкого приближения к реальности, создал удивительный конструкт, который несмотря на свою шаткость и угловатость, тем не менее умудряется удерживать внимание того зрителя, который сам испытывает к этому желание. Фильм снят в реальном парижском лицее с реальными учениками, которые – заметим ради справедливости – все же играют подобных себе: экранный класс не был таковым в жизни и был составлен непосредственно в процессе съемок. Кантэ безусловно можно считать классиком неонеореализма, но беда его последнего фильма в том, что он не читается (или читается не столь легко) без сопроводительного текста: о том, что такое парижские пригороды, почему ученики столь разнятся по своему этническому составу и многие из низ даже не считают себя французами, кто такой Франсуа Бегодо (главный актер и автор книги, легшей в основу фильма) и т.д. и т.п. Что же касается каннских лавров фильма, то по прошествии времени все назойливее становятся ощущения, что год назад в Каннах – как это, впрочем, часто бывает на больших фестивалях – победили не художественные достоинства фильма, а некий набор эстетических и содержательных норм, показавшихся жюри наиболее актуальными и злободневными на тот момент. И в этом разрезе становится тем более жалко Жака Одиара с его «Пророком», которому «Класс» действительно помешал получить куда более заслуженные лавры.