Престарелый Фауст


Рецензия на фильм: Эфир
Фильм Эфир
Образованный зритель может заметить, что доктор Фауст и так был немолод, и будет абсолютно прав. Но в заголовке этой рецензии имеется в виду или же то, что классический сюжет несколько устарел (что вряд ли), или же новый интерпретатор этого сюжета не сумел подобрать для своей версии правильную интонацию (что, как представляется, ближе к истине).
Доктор (Яцек Понедзялек) в порыве страсти пытается овладеть юной девушкой в каком-то имении на Подолье, на тот момент входящей в состав Российской империи. После того, как обычными средствами это ему не удается, они прибегает к помощи снадобья – эфира. Эта попытка приводит к трагическим последствиям и от верной смерти Доктора спасает лишь милость императора. Спустя какое-то время главный герой оказывается в мощном форте где-то на границе между двумя империями – уже упомянутой и Австро-венгерской. В его обязанности входит лечение личного состава, констатация смерти казненных и обследование обитательниц публичного дома. И доктор согласен с этими обязанностями разной степени тяжести, ведь в обмен на их исполнение он получает возможность проводить исследования, которым он решил посвятить всю свою жизнь. Он исследует воздействие на человеческий организм эфира и боли. При этом немаловажно, что Доктор отрицает существование бога (и, соответственно, его противоположности). Очевидно, что подобные убеждения до добра довести не могут (по крайней мере, по замыслу автора фильма).
У «Эфира» выдающегося польского режиссера Кшиштофа Занусси, в создании которого принимали участие и украинские продюсеры и кинематографисты, было все, чтобы стать заметным явлением в современном европейском кинематографе – и классический сюжет, и авторитет Занусси (автора сценария и режиссера), и прекрасный актерский ансамбль (помимо исполнителя главной роли назовем еще и Анджея Хыру, исполнившего важную роль коменданта форта), и прекрасный оператор и художник-постановщик. И возможно именно из-за этих завышенных ожиданий лента разочаровывает. А может быть, что это происходит по другим причинам: из-за невнятности авторского посыла и непроработанности сюжетных деталей (например, так и остается загадкой, какой власти пытался достичь Доктор при помощи эфира и истязаний своего ассистента). И даже финальный сюжетный перевертыш в духе «Шестого чувства» Шьямалана (да простит нас уважаемый пан Занусси за такое сравнение) не делает «Эфир» заметным современным произведением авторского кинематографа.  
0
Алексей Першко 19 февраля 2019
Like

Имя:
15 августа 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Новичок в поле воин Новичок в поле воин

 На экраны Украины выходит фильм, который мог бы стать путеводной звездой на пути развития украинской кинематографии как индустрии...

04 августа 2020
Цена прощения Цена прощения

 Украинская киноиндустрия (во всей широте этого понятия) демонстрирует признаки пробуждения после острой фазы карантина: фестиваль...

29 июля 2020
Разденься! Выйди на поле голым (ой) Разденься! Выйди на поле голым (ой)

Еще совсем недавно рядовому украинскому зрителю швейцарский кинематограф представлялся своего рода химерой (ведь вряд ли же широкие...

23 июня 2020
Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 марта 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 марта 2020