Образованный зритель может заметить, что доктор Фауст и так был немолод, и будет абсолютно прав. Но в заголовке этой рецензии имеется в виду или же то, что классический сюжет несколько устарел (что вряд ли), или же новый интерпретатор этого сюжета не сумел подобрать для своей версии правильную интонацию (что, как представляется, ближе к истине).
Доктор (Яцек Понедзялек) в порыве страсти пытается овладеть юной девушкой в каком-то имении на Подолье, на тот момент входящей в состав Российской империи. После того, как обычными средствами это ему не удается, они прибегает к помощи снадобья – эфира. Эта попытка приводит к трагическим последствиям и от верной смерти Доктора спасает лишь милость императора. Спустя какое-то время главный герой оказывается в мощном форте где-то на границе между двумя империями – уже упомянутой и Австро-венгерской. В его обязанности входит лечение личного состава, констатация смерти казненных и обследование обитательниц публичного дома. И доктор согласен с этими обязанностями разной степени тяжести, ведь в обмен на их исполнение он получает возможность проводить исследования, которым он решил посвятить всю свою жизнь. Он исследует воздействие на человеческий организм эфира и боли. При этом немаловажно, что Доктор отрицает существование бога (и, соответственно, его противоположности). Очевидно, что подобные убеждения до добра довести не могут (по крайней мере, по замыслу автора фильма).
У «Эфира» выдающегося польского режиссера Кшиштофа Занусси, в создании которого принимали участие и украинские продюсеры и кинематографисты, было все, чтобы стать заметным явлением в современном европейском кинематографе – и классический сюжет, и авторитет Занусси (автора сценария и режиссера), и прекрасный актерский ансамбль (помимо исполнителя главной роли назовем еще и Анджея Хыру, исполнившего важную роль коменданта форта), и прекрасный оператор и художник-постановщик. И возможно именно из-за этих завышенных ожиданий лента разочаровывает. А может быть, что это происходит по другим причинам: из-за невнятности авторского посыла и непроработанности сюжетных деталей (например, так и остается загадкой, какой власти пытался достичь Доктор при помощи эфира и истязаний своего ассистента). И даже финальный сюжетный перевертыш в духе «Шестого чувства» Шьямалана (да простит нас уважаемый пан Занусси за такое сравнение) не делает «Эфир» заметным современным произведением авторского кинематографа.