Уложить на лопатки
Победитель Олимпиады 1983-го года Марк Шульц (Ченнинг Татум) едва сводит концы с концами, когда получает шикарное предложение от миллионера Джона Дюпона (Стив Карелл). Тот устраивает у себя в поместье базу для подготовки сборной США к следующим олимпийским играм, обеспечивает борца жильем и деньгами. Вырываясь из тени старшего брата Дэйва (Марк Руффало), Марк заводит с богачом странную дружбу, однако их отношения очень хрупки - уж очень неоднозначным человеком является Дюпон.
Беннетт Миллер снимает редко, но обстоятельно. Фильм режиссера можно сосчитать на пальцах одной руки, зато почти все они обласканы критиками: "Капоте" получил пять номинаций на Оскар и принес награду Филипу Сеймуру Хоффману, "Человек, который изменил все" присутствовал в шести категориях, "Охотник на лис" не стал исключением и поборется за пять статуэток. Миллер в очередной раз взялся за биографическую драму, но снова продемонстрировал, что ему не столь интересно рассказывать зрителю реально произошедшую историю - куда важнее для постановщика добраться до подводных камней, приоткрыть ширму, обнажив уязвимые человеческие характеры.
Главные герои "Охотника на лис" - в первую очередь, люди, а лишь потому уже спортсмены. Соревнования, достижения и неудачи - только антураж, на фоне которого дотошно раскрываются глубокие и поражающие своей неоднозначностью персонажи. Это рассказ о взаимоотношениях представителей абсолютно разных классов общества, у которых, если отбросить маски, оказывается слишком много общего. Болезненные амбиции, пороки и достоинства, патриотизм и стремление к успеху - все движутся в одном направлении, выбирая, правда, разные методы.
Марк Шульц хочет быть чемпионом. Джон Дюпон, орнитолог, филантрои, филателист, мечтает стать гордостью нации и показать своей деспотичной матери, что чего-то стоит. Дэйв Шульц живет ради семьи и искренне переживает за брата, желая тому успеха. У каждого своя мотивация, каждый очень болезненно воспринимает удары по самолюбию, вот только реагирует по-разному. Кто-то головой головой разбивает зеркало, кто-то берет в руки пистолет.
Тягучесть и дотошность Миллера - очевидные аргументы в пользу тех, кто называет его работу скучной. Однако в то же время режиссер элегантно нагнетает ощущение тревоги, мастерски орудуя нервными крупными планами под аккомпанемент пронзительных клавиш Роба Симонсена. Для тех, кто не знает, чем закончилась история сотрудничества Дюпона и братьев Шульц, развязка может стать неожиданной, но все же на протяжении всех двух часов умиротворения ощущение надвигающейся бури нарастает и нарастает.
Фильмы Миллера ценны, прежде всего, актерскими работами, и "Охотник на лис" приобретает поистине драгоценный свойства благодаря выдающемуся триумвирату Карелла, Татума и Руффало. Ченнинг обошелся без номинации, но, без сомнения, прыгает выше головы, изумляя эффектной скупостью, с которой он изображает своего персонажа. Карелл впечатляет не только накладным носом - Стив попросту перевоплощается в другого человека, не оставляя от себя настоящего ничего и умудряясь играть даже голосом. Руффало одним ловким движением сбрасывает с себя оковы мейнстрима - его, конечно, будут помнить как Халка, но для ценителей куда весомее выглядит добродушный кривоногий Дэйв Шульц.
Разговорные драмы - жанр на любителя, а фильм, где герои зачастую просто молчат в кадре, тем более придется по нраву далеко не всем. Тем не менее "Охотник на лис" - уверенно стоящая на ногах работа, которая легко укладывает на лопатки лощеные и банальные байопики. И дело тут не только в тренировках. Это действительно талант.