Фільм Уявні друзі 2024

Конец пересмехам


Фильм Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2
Фрэнсис Лоуренс наконец-то завершил свою эпохальную миссию и представил на суд публики вторую часть «Сойки-пересмешницы», которая в свою очередь является завершающей частью многочастной франшизы «Голодные игры», которая, как и многие голливудские мегапроекты, начала за здравие, а закончила за упокой.
Повстанцы, наконец-то объединив свои усилия, полностью окружили Капитолий, столицу Панэма. Президент Сноу и его подручные, отдавая себе отчет в близком падении их авторитарного режима, напичкал столицу сотнями тысяч самых хитромудрых ловушек. Кэтнисс Эвердин, изрядно настрадавшись от комплекса вины за невинно убиенных сограждан, решает пробраться в Капитолий до штурма его повстанцами и убить президента Сноу, дабы избежать многочисленных жертв среди гражданского населения. Не смотря на многочисленные убеждения со стороны своих соратников в бесполезности подобных шагов и препятствования со стороны явных врагов и скрытых друзей, она сначала принимает решение поучаствовать в съемках очередного пропагандистского ролика для подъёма боевого духа повстанцев и таким образом проникнуть в Капитолий. Преодолев очередную кучу препятствий и пережив массу смертей окружающих (и впрямь есть от чего заработать комплекс вины), Кэтнисс добирается до ненавистного президента, но обнаруживает в его резиденции нечто неожиданное (хотя, можно предположить, для читавших сагу Сьюзан Коллинз, и вполне ожидаемое).
Надо признать, что четырехчастная франшиза «Голодные игры» - один из лучших образцов произведений, созданных для так называемых «молодых взрослых» (вольный перевод young adult). По крайней мере, так казалось на момент выхода ее первой части: созданный в ленте (на эпохалку Сьюзан Коллинз, признаемся, времени не хватило) тоталитарный мир Панэма был вполне убедителен и суров. Особо подкупала достаточно актуальная идея о том, что репрессивная машина построена не только на силовых методах, но и на манипуляциях массами посредством средств массовой информации, которые главный упор делают на удовлетворение низменных сторон человеческой натуры. Но чем дальше развивается действо, тем больше становится очевидным, что и этот продукт подпортили желание продюсеров выжать побольше денег (отсюда и двухчастная структура последней серии франшизы) и никем пока не отмененные законы «счастливого конца» и донесения до зрителя идеологически выверенных сентенций и установок. Вы ведь не сомневаетесь, что всякое массовое кино – это не только развлечение?  
Личный постскриптум от автора
Первые подозрения в том, что высокопарные истины, насаждаемые фильмами вроде «Голодных игр» и им подобных, не распространяются на граждан стран третьего мира, к каковым очевидно причисляют и нас шефы компаний Lionsgate и Disney, возникли еще накануне пресс-показа второй части «Сойки-пересмешницы». Прокатчик ленты разослал приглашенным текст следующего содержания: «на вимогу студії на прес-показі фільму «ГОЛОДНІ ІГРИ: ПЕРЕСПІВНИЦЯ. ЧАСТИНА 2» буде вжито посилених заходів безпеки для запобігання піратського розповсюдження продукту компанії Disney. В зв'язку з цим на час перегляду фільму вам доведеться передати ваші мобільні телефони та інші відео та звукозаписуючі пристрої представникам Української Антипіратської Асоціації. Вам повернуть ваші речі по закінченню перегляду. Прохання поставитись з розумінням.» Казалось бы, что такого крамольного в этой ситуации? А то, что шефы упомянутых выше американских компаний, обязав украинского прокатчика отобрать у журналистов их мобильные устройства, прямо и однозначно обвинила каждого из них в преступных намерениях (кража аудиовизаульного продукта, правообладателями которого они являются), нарушив тем самым один из основополагающих принципов демократической юриспруденции – презумпции невиновности. Особой пикантности ситуации придавал тот факт, что на премьере того же фильма для так называемой элиты, состоявшейся на сутки ранее, никто и не думал проделывать подобный трюк. Мы, конечно, понимаем, что в нашем бурном мире в эксклюзивных ситуациях и с целью борьбы с терроризмом допускаются определенные послабления, но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что приглашенные журналисты не вынашивают террористических планов, а их имена, фамилии и прочие контактные данные уже много лет известны организаторам этого показа. Или же даже гипотетическая возможность похищения драгоценного продукта украинскими журналистами уже приравнивается в глазах больших голливудских боссов к подготовке теракта?
Возможно, ощущения от произошедшего воспринимались бы не так остро, если бы сам процесс был оформлен чуточку солиднее: сотрудники Украинской Антипиратской ассоциации могли бы предъявить документы, удостоверяющие их принадлежность к этой организации, и обменивать журналистские смартфоны на письменные гарантии технической целостности гаджетов и сохранности персональных данных, хранящихся в них, а не на обрывки бумажек с от руки написанными номерами (см. фото).
 Так и подмывает в очередной раз подумать в том, что «Голодные игры» и им подобные проекты с их пропагандой демократических и человеческих ценностей – лишь очередной продукт пронырливого политтехнолога Плутарха, состряпанный по заказу не важно кого – хоть президента Сноу, хоть президента Койн. Но хотелось бы все же верить, что это не так. Ведь надежда умирает последней, не так ли?
1
Алексей Першко 18 ноября 2015


Avatar
Имя:
7 мая 2024

Другие рецензии автора


Теніс: секс і кохання Соперники Теніс: секс і кохання

Ті з глядачів, які, йдучи на фільм "Суперники", очікували побачити фільм про теніс, будуть розчаровані. Не зовсім, звісно, але...

1 мая 2024
Джон Вік із нетрів Манкимэн Джон Вік із нетрів

Колись Дев Патель зробив собі ім'я, зігравши головну роль у Денні Бойла в "Мільйонері з нетрів". Зараз він подорослішав і знову...

17 апреля 2024
Погана і ще гірша Омен: Начало Погана і ще гірша

У перших рядках цього тексту, присвяченого виходу на екрани стрічки "Омен: Початок", варто зазначити, що вона перевершила...

4 апреля 2024
По тонкому льоду Охотники за привидениями: Ледяная империя По тонкому льоду

Режисер Джил Кінан, який відповідав разом із Джейсоном Рейтманом за сценарій попередньої ітерації "Мисливців за привидами", сів у...

19 марта 2024
У гонитві за "мерсом" Я, "Победа" и Берлин У гонитві за "мерсом"

На екрани України виходить черговий "довгобуд" - стрічка за повістю Кузьми Скрябіна "Я, Побєда і Берлін", шлях до...

12 марта 2024