Европейский Голливуд
1939-й год. Блестящий математик Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербэтч) поступает на службу в британскую разведку. Цель его команды - расшифровать код машины Энигма, которую использует Третий рейх. Противоречивый гений с трудом находит язык с коллегами, и лишь Джоан Кларк (Кира Найтли) находит подход к мизантропу, который в одиночку пытается прекратить войну.
Несмотря на то, что режиссер Мортен Тильдум родом из Норвегии, а фильме заняты в большинстве своем британские актеры, на первый взгляд "Игра в имитацию" может показаться типичным голливудским проектом, выхолощенным на радость кинокритикам. Драматичная хроника жизни непонятого таланта. Неспособность отрешенного мизантропа гармонично существовать в повседневном мире. В конце концов, суровость общества по отношению к человеку, чьи сексуальные желания отличаются от общепринятых норм. Налицо все шаблонные составляющие для успешного проекта. В принципе, так и есть - восемь номинаций на Оскар тому подтверждением. Однако успех на мартовской церемонии фильму вовсе не гарантирован - все-таки дает о себе знать тот факт, что делали ее по европейским меркам.
Сразу стоит отметить, что говорить об "Игре в имитацию" как о полноценном байопике все-таки не имеет смысла. Сценарий основан на книге английского математика и писателя Эндрю Ходжерса, но нужно понимать, что достоверность событий и образов была принесена в жертву вполне объяснимому желанию сделать историю более эмоциональной и проникновенной, вовлечь зрителя, заставить его сопереживать героям. В сущности, при желании можно так расставить акценты, что персона Тьюринга окажется лишь вспомогательным элементом для того, чтобы поднять острые социальные проблемы.
Сценарий Грэма Мура можно обвинить в шаблонности, а работа Мортена Тильдума за камерой едва ли становится откровением - после "Охотников за разумом" от норвежца ждут прорыва, но за пределами родины он дебютирует достаточно спокойно и где-то даже вяло. Трехуровневая система координат, которая позволяет вести повествование из нескольких временных отрезков, хорошо работает в противовес монотонности, но все-таки делает сюжет несколько рваным - плавности ему явно не хватает. Впрочем, козырей у "Игры в имитацию" хватает, и они явно перевешивают.
В первую очередь, это невероятная харизма актеров. О Бенедикте Камбэрбетче можно говорить долго, но суть понятна - речь идет об актере с большой буквы, который, возможно, немного и повторяется в своем образе, но, в любом случае, работает замечательно. Кира Найтли привычно очаровательна, однако номинацию на Оскар, конечно, стоит воспринимать как аванс - куда большего внимания заслуживают работы второго плана. Великолепен Мэттью Гуд, изображающий соперника, а затем друга Алана, холоден и колоритен Марк Стронг, а диалог Тьюринга и Чарльза Дэнса, который играет главу разведки, и вовсе является одним из главных украшений фильма. В распоряжение Тильдума попал фантастический каст, позволяющий скрыть многие недостатки картины - тот случай, когда значимость актерских работ перевешивает все остальное.
"Игре в имитацию" не откажешь в чувстве стиля, она идеально работает в качестве хрестоматийной постановке о выдающейся личности, сломавшейся под грузом собственных достоинств, а у Камбэрбетча, несомненно, прибавилось полку поклонников. Однако в гонке за качеством создатели, кажется, позабыли об искренности и том простом факте, что кино вовсе не обязательно должны быть идеальным. Как и любой из нас.