На мелководье
Рецензия на фильм: В сердце моря
Середина XIX-го века. Мечтающий стать знаменитым писатель Герман Мелвилл (Бен Уишоу) готов заплатить любую цену, чтобы услышать историю Томаса Никерсона (Брендан Глисон), который юнгой плавал на китобойном судне "Эссекс". Ходят слухи, что корабль под началом капитана Джорджа Полларда (Бенджамин Уокер) и старшего помощника Оуэйна Чейза (Крис Хемсворт) в погоне за добычей заплыл в далекие воды, где царит огромный белый кашалот. Живыми домой вернулись далеко не все.
Легендарный "Моби Дик" уже около ста лет будоражит умы кинематографистов всего мира, а учитывая тягу Голливуда к переосмыслению классических историй, можно было предположить, что до новой постановки по произведению Германа Мелвилла рано или поздно дело дойдет. Однако обладатель двух Оскаров Рон Ховард все-таки решил соригинальничать – в его фильме нет капитана Ахава, нет Измаила, да и имя Моби Дика не звучит. "В сердце моря" - не новый взгляд на классику, а рассказ о трагических событиях, вдохновивших американского писателя на книгу, которую называют самым хрестоматийным произведением литературы США. Приняв такое решение, Ховард обезопасил себя от сравнений с другими экранизациями, однако в то же время добровольно отказался от многослойного символизма "Моби Дика".
"В сердце моря" - по сути, банальная история выживания в открытом океане, которых за последние годы на большой экран вышло немало. Достаточно вспомнить хотя бы обласканную критиками "Жизнь Пи" или "Не угаснет надежда", бенефис выдающегося Роберта Редфорда. Но фоне оригинального подхода к одной и той же теме фильм Ховарда кажется слишком уж банальным и где-то даже скучным – он сделан по давно известным шаблонам и не позволяет себе ни шага в сторону. Такой "рецепт" может выстрелить только в случае незаурядной актерской игры, но и здесь у "В сердце моря" нет решительно никаких козырей – уж слишком непритязательные здесь герои.
Судите сами. Чейз – моряк-идеал, человек без страха и упрека, муж и будущий отец, который тяжким трудом пробивает себе путь из низов на капитанский мостик. Поллард – безрассудный и самовлюбленный выскочка из авторитетной семьи, больше всего переживающий за свою репутацию, а не за команду. Вокруг их противостояния строится скелет фильма, и схватка эта едва ли интригует, когда роли так четко очерчены. А предсказуемость в кино, как известно, редко идет рядом с амбициями. В то же время, Киллиан Мерфи и Брендан Глисон – аритисты куда более широкого диапазона, чем солирующий здесь Хемсворт – зажаты в слишком тесные рамки, чтобы придать объема своим персонажам.
Наивность сюжета и элементарные актерские работы "В сердце моря" компенсирует визуальной составляющей – если производственная группа и надеялась не быть лишней на церемонии вручения Оскара, то это, пожалуй, единственный шанс. Для публики такого рода картины – уникальная возможность почувствовать себя на палубе корабля в бушующем море, и с функцией аттракциона фильм Ховарда справляется на отлично. Другое дело, что красивая насыщенная картинка (здешний кашалот по-своему прекрасен) должна в идеале идти нога в ногу с увлекательным повествованием, где хочется сопереживать людям, а не киту.
Отказываясь от дословного переноса на большой экран "Моби Дика", режиссер хотел показать зрителю что-то новое, но в итоге его фильм пронизан вторичностью. Это крепко сделанная, но очень простая и непритязательная работа, которая привлекательно выглядит, но абсолютно неспособна зацепить. Книга Мелвилла - все-таки произведение большой глубины, а "В сердце моря" плавает исключительно на мелководье.
ЮШ 4 декабря 2015