Играй, кларнет!
Карл у Клары украл кораллы... Думается, нет нужды лишний раз напоминать общеизвестный финал этой лишенной даже малюсенькой толики сентиментальности истории: как жестоко Клара поквиталась со своим бывшим компаньоном, опоив и накрепко связав того, а после засунув глубоко в щекотливое и абсолютно не предназначенное для этого место кларнет и заставив беднягу играть на благородном инструменте одними мышцами третью симфонию Бетховена...
И если даже в сказке-приказке наказание за воровство следует незамедлительное и суровое, то что уж говорить об американском синематографе?! Особенно под режиссурой Эндрю Доминика, у которого "звездный" Бредд Питт вновь играет "киллера с человеческим лицом". То есть, вежливого и благовоспитанного убийцу, который вместо того, чтобы сразу снести башку или засунуть вилку в ухо, сначала обязательно осведомится о состоянии здоровья, поинтересуется погодой и спросит, хорошо ли цветут крокусы на Вашей любимой зимней грядке?.. А уж потом, соблюдя все необходимые формальности, приступит к брутальным действиям, не забыв одарить знаменитой голливудской улыбкой в 64 зуба, которые, в отличии от полей на шахматной доске, все исключительно одного цвета: очень белые и здоровые.
Итак, мы имеем дело с криминальным триллером, в котором трое простаков, весьма далеких от талантов "одиннадцати-тринадцати друзей оушена", вдруг вознамерились сорвать куш и ограбить казино, хозяин которого имел неосторожность "подставиться". Хозяина играет Рэй Лиотта, и на сей раз его роль практически полностью сводится сперва к конкретному получению по морде, а потом к умению ловить пулю зубами. А поскольку зубов практически и не осталось, то, сами понимаете, фокус сложный... Тем не менее, своей импозантной внешностью и харизмой Лиотта, как всегда, придает фильму немного шарма. Поддержать его на этой ниве способны в относительно небольших ролях Джеймс Гендолфини и Ричард Дженкинс, довольно известные актеры. Но первая скрипка беззаговорочно принадлежит Питту.
Сюжет, если поразмыслить, довольно простой и не содержит в себе каких-то хитросплетений и сногсшибательных интриг. На чем держится картина? Во-первых, на уморительно глуповатых диалогах персонажей с таким, небольшим "тарантиновским" душком. Это у нас считается, что "вор должен сидеть в тюрьме", ихние облеченные властью и состоянием полагают, что "вор должен лежать в земле" и всякому, кто покушается на их "кусок пирога", надлежит разделить эту участь... Во-вторых, на реалистичности действа и отдельных визуальных эффектах-вставках, правда, преимущественно, в сценах, где кто-то из персонажей или откидывает коньки или чегой-то себе вредит (как в мини-сценке со взрывом бензобака).
Ну и, конечно, нельзя не отметить "американский плач Ярославны" этой картины. Мол, как они плохо живут, какая у них гнилая и продажная страна, где каждый только сам за себя... Протяжная мысль сия подтверждена нарезками и фоновыми спичами Барака Обамы, как мы уже знаем, повторно избранного президентом США. Правда, кадры с ним старые, пару лет тому, но суть не в том. Главное, что Доминик последовательно добивается того эффекта, что у него не просто "криминальное кино", а, типа, мыслящий продукт, "квазиунофантазия" на общественную тематику. Даже не знаю, что на это сказать... Чья бы корова здесь мычала, а наша - молча язык засунула... да-да, аж до самого кларнета.
Если уж американцы живут плохо и скверно, то как живем мы с Вами?! Американцы, которые, вероятно, только сами себе тихо понимают разницу между ихними "демократами" и "республиканцами", поскольку кто бы у них не пришел, по сути, ничего-то и не меняется. И права у них есть, и адвокаты, и зарплаты достойные, даже, если это всего лишь пособие по безработице... И мы, у которых кто бы не пришел - "банкир-новатор" или "зэк" - лучше не становится, а становится только хуже. Поэтому их стенания и самобичевание на кинематографическом уровне, вплоть до публичного вырывания корней сальных волос на упитанном плотном "тельце", мы понять, возможно, где-то и можем, но разделить... увольте. Бредд Питт можно сколько угодно вещать в "неформат"-картинах о "гнилой Америке", "не страна, а бизнес" и.т.д., но именно в ней он кормится, преуспевает, став кумиром широких масс и мужем Анджелины Джоли... И совокупностью этих жизненных обстоятельств, вероятно, весьма доволен.
Плохая страна у Вас, мистер Питт? Приезжайте сюда, поживите тут с месячишко, проникнитесь. И поверьте - как рукой снимет! Будете возвращаться с песнями и танцами, да с возгласами "Боже храни Америку!".
Невзирая на весь этот специфический пафос, коим проникнута лента, "Ограбление казино", в целом - недурная картина. Любопытная, во всяком случае. Не рекомендуется слабонервным, поскольку некоторые сцены, скажем так, довольно натуралистичны и даже омерзительны в этой своей натуралистичности... С другой стороны, как говорил несчастный Карл, иногда лучше просто умереть, чем эта чертова игра на кларнете с кляпом во рту в присутствии разгневанной дамы...