На экраны Украины выходит лента актрисы и режиссера Эмманюэль Берко «Молодая кровь» (в оригинале «С высоко поднятой головой»), открывавшая Каннский фестиваль этого года. Но главный повод для интереса украинских зрителей не в этом, а в том, что фильм Берко – своеобразный тест на «европейскость» отечественного менталитета: способны ли мы в полной мере вникнуть в саму проблематику картины?
Малони (Род Парадо) в возрасте шести лет совершенно случайно оказывается в кабинете судьи по делам детей Благ (Катрин Денев): его там оставляет взбалмошная и совершенно безответственная мать (Сара Форестье). Этот визит оказывается вещим: Малони (какое чудное истинно французское имя!) посещает этот кабинет и десять лет спустя с завидной регулярностью. Можно даже предположить, что именно тот первый визит и поставил его на кривую дорожку мелких преступлений, совершаемых скорее не из злого умысла, а в силу отсутствия всяческого воспитания и крепкой отцовской руки. Государство же в лице судьи Благ не оставляет Малони своим вниманием, помещая его то в приемную семью, то под опеку социального сотрудника Яна (блестящий Бенуа Мажимель), то в разного рода учреждения перевоспитательного характера. И только встреча с Тесс (еще один образчик исконно французского имени – на этот раз женского) как-то исподволь подталкивает Малони к внутренним изменениям.
Критики могут бесконечно дискутировать о том, кто оказал большее влияние на Берко-режиссера – француз Морис Пиала, бельгийцы братья Дарденны или канадец Ксавье Долан (а кто-то еще вспомнит и Абдельлатифа Кешиша) – при том, что доводов в пользу любого из названных режиссеров будет достаточно у всех сторон. И сам факт этого спора будет свидетельствовать о том, что «Молодая кровь» - произведение небанальное (разве что факт открытия этим фильмом Канн вряд ли сослужил Берко добрую службу). Но все же дело не в недостатках или достоинствах этой ленты, а в ее содержании: фильм Берко вполне можно трактовать как приговор (ультра)либеральному обществу (хотя вряд ли сама режиссер имела это ввиду) с его единственной и высшей ценностью – личностью, прекрасной и ценной во всех – даже самых ужасных – ее проявлениях. Ведь Малони – это лишь среднее (и отнюдь не самое слабое) звено в цепи замкнутого круга: он является порождением матери и отца, которых общество из глубочайшего уважения к их «глубоким» и «уникальным» личностям сделало совершенно инфантильными и безответственными; более того, сам Малони порождает следующее звено этого порочного круга. И даже если учесть, что в фильме присутствует и пример удачности подобного подхода к воспитанию (наставник Ян, надо полагать, некогда и сам прошел через руки судьи Благ и – о чудо! – перевоспитался), все равно счет явно не в пользу ультралиберальной системы. Как бы вам понравилось бесконечное транжирство денег налогоплательщиков (по 800 евро в день на каждого воспитуемого – как утверждает сам Малони) на «перевоспитание» тех, кого само общество и породило? Ответ за вами. Единственное, хотелось бы пожелать, чтобы Род Парадо, демонстрирующий высокий уровень актерской игры, выбрался из этой истории с действительно высоко поднятой головой.