Первая Большая кинопрограмма 15-й Французской весны "Роман с кино" открылась в Киеве показом костюмированной драмы «Обмен принцессами» Марка Дюгена и Шанталь Тома (автора одноименного романа). Лента требует от зрителя известной подготовленности и исторических знаний, а иначе рискует превратиться просто в зарисовку нравов эпохи взросления короля Людовика XV.
Не только представители низших социальных классов в начале 18-го столетия не принадлежали себе: зачастую ради достижения политических или каких-нибудь иных целей приносились в жертву судьбы (и жизни) отпрысков фамилий с голубыми кровями. Именно такую историю и рассказывает вслед за Шанталь Тома режиссер (и по совместительству писатель) Марк Дюген: ради установления мира после изнурительной войны между Францией и Испанией и в результате хитромудрых интриг принимается решение обменятся принцессами: малолетняя дочь испанского короля Филиппа V (изумительный Ламбер Вильсон) Анна Мария Виктория (чудная Жулианна Лепуро) должна стать супругой будущего короля Франции Людовика XV (Игорь ван Дессель), которому на тот момент тоже всего лет 12-13, а дочь регента Филиппа Орлеанского (Оливье Гурме) Луиза Елизавета (убедительная Анамария Вартоломеи) предназначается в супруги будущему королю Испании Луису I. Естественно, речь о том, согласны ли участницы этой махинации с уготованной им участью, даже не идет. Не будем вдаваться в подробности, но лишь скажем, что принцессы станут супругами будущих королей, но браки эти явно совершены не на небесах, а потому не продляться долго и приведут совсем не к тем последствиям, на которые рассчитывали организаторы.
Как и положено костюмированному историческому фильму «Обмен принцессами» изобилует богатыми интерьерами, многочисленными замками (почему-то по большей части снимавшихся в Бельгии), соответствующими костюмами и изрядной долей (порой неуместного) пафоса. Порой в картине можно усмотреть забавные зарисовки нравов тех дней (да и то пропущенные через восприятие авторов – романа и фильма), но в целом «Обмен принцессами» производит впечатление тяжеловесности и не в последнюю очередь из-за постановочной манеры режиссера. Хотя что-то полезное из «Обмена принцессами» почерпнуть все жн можно: например, чего стоит фраза короля Филиппа о том, что «охота на еретиков занимает народ, а народ должен быть всегда занят». Но, думается, что этому мы обязаны в первую очередь автору роману, а не постановщику фильма.