Французские аниматоры Томаш Сабо и Элен Жиро своим фильмом «Букашки: Приключения в Долине муравьев» ярко продемонстрировали, что горизонты современной анимации не ограничиваются пиксаровскими или же дримворковскими технологиями и подходами.
Где в Приморских Альпах (фильм частично снимался в национальных парках Экрен и Меркантур) беспечная божья коровка получает ранение в гонках со злобными мухами и оказывается в коробке с тростниковым сахаром, оставленной после пикника молодой супружеской парой. И именно эта коробка станет главной движущей силой сюжета – борьба за нее между черными и красными муравьями является стержнем сюжета фильма. И божья коровка, выучившая «язык» черных муравьев и обретшая множество друзей в их лице, сыграет в этой нешуточной борьбе ключевую роль.
Режиссеры «Букашек» принципиально пошли по своему пути: их лента снята на основе реальных съемок и по духу своему значительно ближе «Микрокосмосу», нежели дримворковским Antz или же пиксаровской «Жизни жуков». Отличие в том, что создания Сабо и Жиро в реальном мире и сталкиваются с реальными материями, но при этом не произносят ни слова. И весь этот миниатюрный театр живет и действует, придерживаясь двух основополагающих правил анимационного кино – антропоморфичности героев и шумах. Кому-то может показаться, что удовольствие от такого зрелища может оказаться спартанским, но это не так: авторы «Букашек» умудряются почти весь фильм выдерживать зажигательный ритм; герои, ими придуманные (почти 10 лет тому назад, что, впрочем, не секрет для почитателей одноименного сериала) не могут не завоевать любовь детской аудитории; не оставлены авторским вниманием и родители, которые вполне оценят ироничные стилизации отдельных сцен под «Властелина Колец» или же под фильмы Чарли Чаплина и Бастера Китона. А еще Сабо и Жиро показывают, почему в синефильских кругах Франции существует своеобразный культ Голливуда Золотого века: музыкальный ряд в их фильме выстроен по законам голливудских фильмов тех лет, то есть невероятно точно (и при этом ненавязчиво) сопровождая богатейший визуальный ряд. Констатируя, скажем, что авторам «Букашек» удалось создать поучительный, но не морализаторский фильм, после которого у детишек уже вряд ли поднимется рука (или, скорее – нога) на муравья или божью коровку. А этого уже немало.