Воскрешая "Чужого"
Ридли Скотт уже давно стал настоящим докой в создании научно-фантастических лент - по-крайней мере два его проекта в свое время выстрелили успешно, став культовыми - "Бегущий по лезвию" и "Чужой". Теперь, перед возвращением к "Бегущему по лезвию", нам предлагают вернутся к "Чужому".
Долгое время между фанатами жанра точились споры: во-первых, будет ли "Прометей" приквелом к "Чужому", во-вторых, сумеет ли он воссоздать ту же атмосферу? И даже после просмотра на оба вопроса невозможно ответить однозначно - больше похоже на спин-офф, хотя по хронологическому критерию приквел, атмосфера другая, хотя и не стала хуже.
Фильм покажет 17 членов экипажа космического корабля "Прометей", которые отправляются на поиски создателей человечества. Вероятно, они ожидают встретить добрых бородатых стариков или же высокоразвитых прагматичных существ, но в любом случае, чего они точно не ожидают, так это враждебности. А зря. Прилетев на загадочную планету, экипаж обнаруживает следы пребывания здесь своих создателей, но на первых порах и не подозревает, что они привели в мир нечто куда страшнее и злее, нежели человечество.
Основным мотивом фильма, по разумению Скотта, должен был стать вселенский спор касательно того, откуда же всё-таки взялось человечество - верить теологической теории, дарвинизму или же в маленьких зеленых человечков? Вопрос достаточно интересный, но в фильме раскрыт не до конца, представив зрителям самим решать, во что верить. Многим этот нюанс показался главным минусом фильма, но лично я отнесла бы его к плюсам - художественное кино не должно в таких серьезных вопросах опираться исключительно на свой сценарий и домыслы режиссёра. Тема задета почти вскользь, а "кино для подумать" любит вопиюще низкий процент зрителей.
Актерский состав отличный - увы, Нуми Рапас не удастся сменить Сигурни Уивер, но бывшая "девушка с татуировкой дракона" держится уверенно в рамках жанра фантастики. Шарлиз Терон привычно хороша, но особое внимание стоит уделить Майклу Фассбендеру - его андроид вышел очень убедительным, даже зловещим и циничным. Те, кто помнят роль актера в драме "Стыд", будут приятно удивлены его образом в "Прометее", отдаленно перекликающимся с образом замученного сексоголика - казалось бы, полная эмоциональность, но за ней стоит так много.
И наконец-то, пожалуй, главный плюс фильма - картинка. Возвращение к "Чужому" стоило ждать так много лет хотя бы ради того, чтобы дождаться усовершенствования форматов 3D и IMAX - во-первых, фильм сам по себе снят на высочайшем уровне, во-вторых, и в-главных, абсолютно вся графика и эффекты здесь до невозможного органичные, оправдание есть у абсолютно каждой детали картинки. В "Прометее" спецэффект нельзя назвать спецэффектом - поражает реалистичность, масштабность, а главное своевременность появления каждого спецэффекта. Затрудняюсь назвать хотя бы один современный фильм, который добился бы такого же. Иными словами, "Прометей" - идеальный представитель эпохи эффектного кинематографа.
"Прометей" достаточно противоречивая картина - и по своей идее, и по отзывам критиков и зрителей. Одно можно сказать точно - это не очередной голливудский фильм, снятый ради того, чтобы просто снять. Своего зрителя и почитателя он точно найдет, как и тех, кому он не понравится. Что, согласитесь, тоже хорошо.