Крах документалиста и триумф маразма
Стефан Рибожа, бывший документалист, относящийся во Франции к особой касте, именуемой grand reporteur, очевидно не смог понять разницу между реальной жизнью и ее отображением в игровом кинематографе. Поэтому большая часть его дебюта на большом экране «Отряд специального назначения» находится за гранью маразма.
Несмотря на то, что в числе своих любимых фильмов он называет «Взвод» Стоуна, «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу и «Падение «Черного ястреба» Майкла Манна, то, что вышло из его рук иначе как издевательством над этими лентами назвать нельзя. Хотя, возможно, все объясняется достаточно просто: Рибожа снимал кино в новой политической реальности Франции времен конца правления Николя Саркози - ультраправое, ура-патриотическое и откровенно пропагандистское. А все пропагандистское заведомо мертво (хотя, заметим в скобках, Рибожа очень и очень далеко до «шедевра» Ренни Харлина «5 дней войны» о российско-грузинском конфликте 2008 года, снятое явно по заказу нынешнего грузинского режима). Уже с первых же кадров Рибожа начинает манипулировать расхожими клише: в Косово военным преступником может быть только серб, а иначе как оправдать участие Франции в югославских войнах и дружное признание независимости Косово западным миром. В том же духе он продолжает и вот мы уже видим, как героиня Диане Крюгер втолковывает афганской женщине свои – единственно правильные – представления о жизни, что и приводит последнюю к трагическому концу, а саму Крюгер в талибанский зиндан на племенной территории в Пакистане. Сюда и отправляются бравые французские спецназовцы, которых играет целая куча французских же «звезд» - как начинающих (Рафаель Персонназ – Элиас), так и давно состоявшихся (Джимон Хунсу, Бенуа Мажимель). Вот тут и начинаются настоящие чудеса: то кучка спецназовцев крошит сотни талибов при этом гнушаясь даже пригнуться, то она же (кучка), но все же поредевшая, без карт, экипировки и прочих «ненужных» вещей переваливают горную систему Гиндукуш на высоте ни много ни мало 5 километров. Все это с позволения сказать действо приправлено ходульными диалогами между кастрюльными персонажами, отдельные из которых по воле авторов даже исподабливаются на некоторое подобие романтических отношений. Даже страшно себе представить, что могло бы у них родится, будь они реальными людьми.
Под конец так и тянет объявить небольшой конкурс (автору лучшего ответа ничего не будет;) на лучшую версию того, как обычный компас может спасти жизнь во время высадки союзников в Нормандии во время Второй Мировой. А ведь компас этот играет еще и немаловажную роль в финале «Отряда специального назначения», так что не уходите с титров. Если вообще до них досидите…