Не возвращайся никогда
Недалекое будущее. Компьютерная программа Skynet уничтожила три миллиарда человек - на Земле правят машины. Выжившие организовывают группы сопротивления в надежде уничтожить взбунтовавшийся искусственный разум. Одна из операций, которой руководит военный лидер Джон Коннор (Кларк) завершается успехом, но Skynet готов к такому развитию событий. В прошлое отправляется терминатор - робот-убийца, чья цель - мать Джона Сара Коннор (Эмилия Кларк). Вслед за ним во времени переносится правая рука военачальника Кайл Рис (Джэй Кортни), который надеется остановить киборга и тем самым спасти мир.
Поклонники франшизы "Терминатор" считают, что в ней всего две части - те самые, что ставил Джеймс Кэмерон. Еще два фильма, снятые другими режиссерами (Джонатаном Мостоу и МакДжи), воспринимаются больше как фан-фики, вариации на классическую тему. К их числу присоединяется и "Генезис" Алана Тэйлора - то ли сиквел, то ли ребут, а на деле совсем необязательное переосмысление одной из лучших фантастических историй ХХ века.
Чем брал "Терминатор" Кэмерона? Прежде всего, оригинальностью. Свежий сюжет, новаторский концепт роботов, прописанная с нуля захватывающая идея. "Генезис", к сожалению, ничем подобным похвастаться не может, делая ставку на наработки своих предшественников. Главный сценарный финт был безобразно слит публике еще в трейлере, а новый терминатор, который должен был, судя по всему, стать красой и гордостью фильма (хотя стойте, есть же Арни!), предательски напоминает старого-доброго Т-1000 - пусть и несколько модернизированного. Тот, к слову, тоже появляется - вот только никаким новым трюкам за двадцать с лишним лет не научился, лишь сменив лицо Роберта Патрика не внешности корейской звезды Ли Бен Хона.
За успехом научной фантастикой, как правило, стоит ее логичность - когда зритель четко понимает, что происходит, то ему легче воспринимать происходящее, проникнуться атмосферой, сопереживать героям. В классической дилогии Кэмерон все разжевал до косточек, и это было ее козырем - причины, следствия и мотивации были на своих местах, два плюс два давало четыре, ломать мозги не приходилось. В "Генезисе" публику с самого начала бьют по голове параллельными временными линиями и искривлениями в континууме - тут даже если захочешь разобраться, то до истины не докопаешься. "Просто так надо", - говорит Тейлор, и вот уже седовласый Шварценеггер стреляет из дробовика в себя молодого.
Арнольд - ключевая фигура франшизы, и без его согласия "Генезиса", пожалуй, не было бы вовсе. В отличие от четвертого фильма, где у бывшего губернатора Калифорнии было всего лишь камео, Шварценеггер вернулся всерьез, и это единственная хорошая новость. Присутствие Арни в кадре не только добавляет картине душевность и ностальгические нотки - мол, а помните в 80-х... Его Т-800 еще и оказывается отличным комедийным персонажем - если воспринимать происходящее, как пародию, то даже выражение лица Кортни (который, пора бы признать, все-таки плохой актер) не так раздражает.
"Генезис" связан с фильмами Кэмерона лишь названием - это наивный и не самый изобретательный современный блокбастер, который захотел причаститься к вечному, но не позаботился о твердом фундаменте, надеясь исключительно на мощную харизму Шварценеггера. Без фирменного "I'll be back" не обошлось, но это не тот случай, когда надеешься, что Арнольд сдержит обещание. Уж лучше остановиться прямо сейчас.