Режиссер-телевизионщик Джеймс Кент экранизировал автобиографическую книгу Веры Бриттейн «Заветы юности» (как собственно, и должен называться фильм). Судя по мощному (пусть о опосредованному участие Британского киноинститута) вкладу в реализацию проекта британского правительства, делалось это к столетней годовщине начала Первой Мировой войны, отмечавшегося в прошлом году.
Как превратить юную девушку в убежденную пацифистку? Покажите ей мир, исполненный красоты, надежд и чаяний. Окружите ее любящей семьей и джентльменами, которые добиваются ее руки. А затем развяжите войну – глупую, бессмысленную и трагическую (как и все войны). И пусть она обратиться к отцу с просьбой отпустить любимого брата добровольцем на войну: «Это будет короткая война. Дай ему стать мужчиной». А потом пусть она оставит учебу в Оксфорде и станет сестрой милосердия, чтобы увидеть смерти: не только любимых ею мужчин, но и противников, одному из которых она произнесет последние слова утешения.
Именно так одной из первых в Британии стала пацифисткой Вера Бриттейн, мемуаристка и писательница. Ее книгу Джеймс Кент превратил в тихий, задумчивый и прекрасно смонтированный фильм. И тут уместно заметить, что на чей-то вкус лента Кента слишком тиха и задумчива. Возможно, дело еще и в том, что книга Веры Бриттейн слишком интегрирована в именно в британскую культуру (что отмечали даже американские кинокритики) и описываемые обстоятельства личной трагедии мисс Бриттейн, которые являются частью трагедии мировой, не столь близки нашему зрителю. Очевидно, для британца (европейца) отдельный интерес во внутренней трансформации девушки будет представлять ее эволюция из зарождающейся феминистки (она мечтает о карьере писательницы и заявляет семье: «Я не охочусь за мужьями. Я не выйду замуж. Ни сейчас, ни потом») в убежденную пацифистку. Поэтому порой, весьма вероятно, лента Кента будет казаться медлительной, обстоятельной и излишне классической британской мелодрамой, даже несмотря на актуальность для нашей страны поднимаемых в ней проблем. Но есть в ленте один огромный плюс – исполнительница главной роли, шведская актриса Алисия Викандер, которая самым убедительным образом демонстрирует свой потенциал, который – будем надеяться – даже не «звездой» (уж больно легкомыслен этот термин), а настоящей кинодивой, соединяющей в себе физическую красоту с необычайным талантом. Так что «Заветы юности» нужно смотреть хотя бы ради нее.