Магия белая и черная
Шведский режиссер Томас Альфредсон, которому была выдана куча авансов за его ленту «Впусти меня» (шведский оригинал, а не американский римейк), снял во всех смыслах магическое кино: в центре повествования – операция «Черная магия», а сам фильм сделан явно не без вмешательства магии белой.
«Шпион, выйди вон!», снятый по мотивам знаменитого романа Джона Ле Карре и под его исполнительным продюсерством;), поражает с первых же кадров – сначала потрясающей проработкой физической среды Европы 1973 года, которая продумана до малейших мелочей – от одежды, причесок, цветовой гаммы до каких-то бумажек, пожелтевших телеграмм и прочих объектов, которые режиссер не ленится рассовывать по всей плоскости кадра. И в этом смысле лента Альфредсона была бы выдающимся кинематографическим произведением, даже если бы в ней отсутствовала бы и шпионская интрига, и психологическая составляющая. А ведь самое поразительное, что они в нем присутствуют – и еще как. При этом психологическая и шпионская составляющие ленты с лихвой подменяют погони, трюки и прочие казалось бы неизбежные атрибуты шпионского фильма. В буквально завораживающую атмосферу самого разгара холодной войны помещены четверо главных подозреваемых в «кротовстве», а пятый бывший высокопоставленный сотрудник MI6 (есть ли нужда напоминать, что это британская разведка, сотрудником которой долгое время был сам Ле Карре)пытается вывести этого крота на свет Божий. Исполнители всех пяти ролей в равной степени великолепны: что прячущийся за огромными очками в роговой оправе знаток немецкой поэзии 17-го века с фамилией, звучащей по отношению к нему как издевательство (Гэри Олдман), что самоуверенный франт Билл Хейдон (Колин Ферт, переквалифицировавшийся из коронованных особ в шпионы), что злокозненный почти карлик сэр Перси Эллилайн (Тоби Джонс). Благодаря их усилиям в купе с мастерством художника-постановщика, художника по костюмам, оператора и композитора Альберто Иглесиаса (не обольщайтесь;), «Шпион, выйди вон!» превратился чуть ли не в артхауз, который похож на репортаж о партии в настольный теннис, которая разве что развивается в темпе шахматного матча за звание чемпиона мира.
Очевидно, что больших барышей подобного рода кино принести не может – а жаль! Ведь от этого зависит желание продюсеров превратить эту ленту во франшизу. А с лентой Альфредсона это как раз тот случай, когда за такое желание не стыдно.