Опера в кино, или profani, procul ite


Рецензия на фильм: Тоска
Фильм Тоска
То, что вам предстоит прочитать – не совсем рецензия, или даже совсем не рецензия. Эти строки – скорее изложение некоторых впечатлений и ощущений от посещенного показа. Дело все в том, что само мероприятие – не совсем стандартное для наших кинотеатров. Речь о показе лучших оперных постановок в избранных украинских кинотеатрах. И в этой ситуации даже не совсем понятно, стоит ли следовать правилам написания рецензий, в частности – надо ли излагать краткий сюжет. Но все же сделаем это – зачем? Об этом чуть ниже. Открывала цикл показов постановка «Тоски» Джакомо Пуччини в Королевской Опере Валлонии, что в городе Льеж (Бельгия). С нее и начнем.
Флория Тоска, знаменитая певица, страстно влюблена в художника Марио Каварадосси.  Марио расписывает капеллу Аттаванти, в которой находит убежище бывший консул  Римской Республики Чезаре Анджелотти. Марио и Чезаре – старые друзья, поэтому неудивительно, что Марио предлагает Чезаре укрыться в более надежном месте – его лесной вилле. Так Марио становится объектом преследования со стороны шефа полиции Рима барона Скарпиа, который также страстно вожделеет Флорию и для достижения цели готов абсолютно на все. Каварадосси попадает в застенки полиции и Флория ради спасения жизни возлюбленного делает вид, что уступает притязаниям Скарпиа, а затем поражает его ножом в сердце. Но это не помогает спасти возлюбленного, и обезумевшая от горя женщина бросается с крыши замка Фарнези, во дворе которого состоялась казнь Марио.
Зачем надо было излагать сюжет? – спросит зритель. – Ведь это же спойлер. И будет не совсем прав – это не спойлер, а либретто, а без него (если вы, конечно, не заядлый операман) понять происходящее на сцене (а в данном случае и на экране) весьма затруднительно. Да и вообще вникнуть в эстетику оперы с наскоку тоже достаточно непросто: наблюдать за тем, как пухленький мужичонка не первой свежести изображает из себя романтического юношу, при этом заламывая руки и долго выводя арии на итальянском, на первых порах непривычно. Да и на вторых – тоже. Оно и понятно – опера за столетия, прошедшие со времени ее возникновения, превратилась в искусство весьма регламентированное и традиционное, обрастя ворохом условностей и ритуалов. Не говоря уж о том, что в основе ее – музыка совершенно определенного сорта. Естественно, что для правильного восприятия оперы нужна основательная подготовка. Вот и вопрос: много ли в нашей стране найдется ценителей этого искусства, готовых выкладывать за просмотр лучших постановок европейских оперных театров суммы, сопоставимые с ценой билета в «Аймакс», при том что в лучших отечественных оперных театрах за эти деньги можно посмотреть «живые» постановки. Конечно, хотелось бы ответить на этот вопрос утвердительно, но все же представляется, что поклонники оперы – люди, следующие девизу «Profani, procul ite, hic amoris locus sacer est”
0
Алексей Першко 08 октября 2015
Like



Имя:
03 декабря 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Унижение интеллекта Унижение интеллекта

 Кажется, время фильмов об искусственном интеллекте, бесцеремонно вторгающемся в самых разных формах в человеческую жизнь, подходит к...

25 ноября 2020
Мощь бренд-менеджера Мощь бренд-менеджера

 Предлагаемый нам на этой неделе фильм «Линия горизонта» шведа Микаэля Марсимаина (чем он славен, мне, к сожалению, не...

18 ноября 2020
Химерная дичь Химерная дичь

 На наши экраны выходит лента, которая при всей скромности амбиций авторов (и прижимистости продюсеров), вполне способна возглавить...

12 ноября 2020
Полицейский романс Полицейский романс

 На наши экраны выходит французский фильм (в оригинале названный просто и понятно – «Полиция», у нас же он...

04 ноября 2020
Счастье быть мышью Счастье быть мышью

 Эту рецензию со всеми на то основаниями можно было бы назвать «Все женщины – ведьмы 2», ведь в украинских...

28 октября 2020