То, что вам предстоит прочитать – не совсем рецензия, или даже совсем не рецензия. Эти строки – скорее изложение некоторых впечатлений и ощущений от посещенного показа. Дело все в том, что само мероприятие – не совсем стандартное для наших кинотеатров. Речь о показе лучших оперных постановок в избранных украинских кинотеатрах. И в этой ситуации даже не совсем понятно, стоит ли следовать правилам написания рецензий, в частности – надо ли излагать краткий сюжет. Но все же сделаем это – зачем? Об этом чуть ниже. Открывала цикл показов постановка «Тоски» Джакомо Пуччини в Королевской Опере Валлонии, что в городе Льеж (Бельгия). С нее и начнем.
Флория Тоска, знаменитая певица, страстно влюблена в художника Марио Каварадосси. Марио расписывает капеллу Аттаванти, в которой находит убежище бывший консул Римской Республики Чезаре Анджелотти. Марио и Чезаре – старые друзья, поэтому неудивительно, что Марио предлагает Чезаре укрыться в более надежном месте – его лесной вилле. Так Марио становится объектом преследования со стороны шефа полиции Рима барона Скарпиа, который также страстно вожделеет Флорию и для достижения цели готов абсолютно на все. Каварадосси попадает в застенки полиции и Флория ради спасения жизни возлюбленного делает вид, что уступает притязаниям Скарпиа, а затем поражает его ножом в сердце. Но это не помогает спасти возлюбленного, и обезумевшая от горя женщина бросается с крыши замка Фарнези, во дворе которого состоялась казнь Марио.
Зачем надо было излагать сюжет? – спросит зритель. – Ведь это же спойлер. И будет не совсем прав – это не спойлер, а либретто, а без него (если вы, конечно, не заядлый операман) понять происходящее на сцене (а в данном случае и на экране) весьма затруднительно. Да и вообще вникнуть в эстетику оперы с наскоку тоже достаточно непросто: наблюдать за тем, как пухленький мужичонка не первой свежести изображает из себя романтического юношу, при этом заламывая руки и долго выводя арии на итальянском, на первых порах непривычно. Да и на вторых – тоже. Оно и понятно – опера за столетия, прошедшие со времени ее возникновения, превратилась в искусство весьма регламентированное и традиционное, обрастя ворохом условностей и ритуалов. Не говоря уж о том, что в основе ее – музыка совершенно определенного сорта. Естественно, что для правильного восприятия оперы нужна основательная подготовка. Вот и вопрос: много ли в нашей стране найдется ценителей этого искусства, готовых выкладывать за просмотр лучших постановок европейских оперных театров суммы, сопоставимые с ценой билета в «Аймакс», при том что в лучших отечественных оперных театрах за эти деньги можно посмотреть «живые» постановки. Конечно, хотелось бы ответить на этот вопрос утвердительно, но все же представляется, что поклонники оперы – люди, следующие девизу «Profani, procul ite, hic amoris locus sacer est”