Опера в кино, или profani, procul ite


Рецензия на фильм: Тоска
Фильм Тоска
То, что вам предстоит прочитать – не совсем рецензия, или даже совсем не рецензия. Эти строки – скорее изложение некоторых впечатлений и ощущений от посещенного показа. Дело все в том, что само мероприятие – не совсем стандартное для наших кинотеатров. Речь о показе лучших оперных постановок в избранных украинских кинотеатрах. И в этой ситуации даже не совсем понятно, стоит ли следовать правилам написания рецензий, в частности – надо ли излагать краткий сюжет. Но все же сделаем это – зачем? Об этом чуть ниже. Открывала цикл показов постановка «Тоски» Джакомо Пуччини в Королевской Опере Валлонии, что в городе Льеж (Бельгия). С нее и начнем.
Флория Тоска, знаменитая певица, страстно влюблена в художника Марио Каварадосси.  Марио расписывает капеллу Аттаванти, в которой находит убежище бывший консул  Римской Республики Чезаре Анджелотти. Марио и Чезаре – старые друзья, поэтому неудивительно, что Марио предлагает Чезаре укрыться в более надежном месте – его лесной вилле. Так Марио становится объектом преследования со стороны шефа полиции Рима барона Скарпиа, который также страстно вожделеет Флорию и для достижения цели готов абсолютно на все. Каварадосси попадает в застенки полиции и Флория ради спасения жизни возлюбленного делает вид, что уступает притязаниям Скарпиа, а затем поражает его ножом в сердце. Но это не помогает спасти возлюбленного, и обезумевшая от горя женщина бросается с крыши замка Фарнези, во дворе которого состоялась казнь Марио.
Зачем надо было излагать сюжет? – спросит зритель. – Ведь это же спойлер. И будет не совсем прав – это не спойлер, а либретто, а без него (если вы, конечно, не заядлый операман) понять происходящее на сцене (а в данном случае и на экране) весьма затруднительно. Да и вообще вникнуть в эстетику оперы с наскоку тоже достаточно непросто: наблюдать за тем, как пухленький мужичонка не первой свежести изображает из себя романтического юношу, при этом заламывая руки и долго выводя арии на итальянском, на первых порах непривычно. Да и на вторых – тоже. Оно и понятно – опера за столетия, прошедшие со времени ее возникновения, превратилась в искусство весьма регламентированное и традиционное, обрастя ворохом условностей и ритуалов. Не говоря уж о том, что в основе ее – музыка совершенно определенного сорта. Естественно, что для правильного восприятия оперы нужна основательная подготовка. Вот и вопрос: много ли в нашей стране найдется ценителей этого искусства, готовых выкладывать за просмотр лучших постановок европейских оперных театров суммы, сопоставимые с ценой билета в «Аймакс», при том что в лучших отечественных оперных театрах за эти деньги можно посмотреть «живые» постановки. Конечно, хотелось бы ответить на этот вопрос утвердительно, но все же представляется, что поклонники оперы – люди, следующие девизу «Profani, procul ite, hic amoris locus sacer est”
0
Алексей Першко 08 октября 2015


Имя:
13 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 июня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 июня 2021