Амбициозный проект студии «Уорнер Бразерс» и дебютанта Уолли Пфистера «Превосходство» принес двоякие результаты: с одной стороны он пал жертвой собственных амбиций, с другой же фильм вышел за рамки амбициозных проектов в традиционном понимании – лента явно рассчитана на зрителя эрудированного и не падкого на яркие спецэффекты.
Доктор Кастер (Джонни Депп) находится на пороге воплощения мечты многих ученых – создания искусственного интеллекта, способного превзойти возможности всех людей, когда-либо живших на планете Земля. Группа современных луддитов, объединенных в террористическую группировку, выступающую за эволюцию без машин (в широком понимании), совершает ряд нападений на ведущие компьютерные лаборатории и на самого доктора, тем самым только приблизив тот час, которого они так боялись. Усилиями беззаветно любящей доктора супруги Эвелин (Ребекка Холл) интеллект Кастера сращивается с интеллектом компьютерным, что приводит к созданию нового бога…
Надо отдать должное сценаристу «Превосходства» (кстати сказать, тоже дебютанту в большом кино) Джеку Паглину, сумевшему придумать достаточно нетривиальный для фильмов подобного жанра финал. Совместными усилиями Паглина и Пфистера, для которого длительное сотрудничество с Кристофером Ноланом (в титрах этой ленты он значится продюсером) в качестве оператора не прошло даром, из «Превосходства» удалось сделать пусть и не шедевр, и не эпохальный фильм, открывающий новые горизонты в жанре и одновременно его закрывающий, но произведение неспешное, но энергичное, заставляющее думать, а не просто поглощать бесконечные технологические визуальные спецэффекты. И главное, «Превосходство» - произведение с четко выраженной, но ненавязчивой гуманистической (пардон за старомодность) идеей. Вот разве что для Джонни Деппа этот фильм успехом не стал: дело в том, что этот великолепный актер давно пытается избавиться от накрепко прилипшей к нему кривляющейся маски Джека Воробья, а фильм, большую часть экранного времени он присутствует в виде некой виртуальной сущности, вряд ли способен этому ощутимо поспособствовать. Да еще и студийные боссы вряд ли остались довольны, но это их беда: нужно было лучше рассчитывать свои финансовые риски – фильмы, подобные «Превосходству», барышей не приносят. Но этот тот случай, когда хочется поблагодарить их за их ошибку.