Точнее – в «Рожу» (или «Харю», кому ка больше нравится). Название фильма Малгожаты Шумовской, который открывает 47-й Киевский Международный Кинофестиваль «Молодость», имеет именно такой смысловой оттенок. Но фильм не только (и не столько) об упомянутой роже – она лишь удачная завязка для язвительного и исполненного черного юмора рассказа о нравах польской глубинки и – шире – человеческой природе вообще.
Яцек (Матеуш Косцюкевич) живет в глубинной польской деревушке, но явно отличается и от всех членов своей многочисленной семьи, и от всех своих односельчан: он красив, весь покрыт татуировками и любит крайней степени металлической музыки самых разных направлений (думается, эта деталь не случайна с учетом контекста фильма – Польша, одна из самых католических стран мира, является и лидером в этом музыкальном жанре). Работает он на строительстве самой большой статую Иисуса Христа в мире (существующей и в реальности; с ней, кстати, недавно был один курьез – на голове Спасителя был установлен раздатчик Wi-Fi сигнала, который был вскоре снят после поднятой шумихи). У него есть невеста и любящая (вроде бы) семья, но однажды происходит событие, последствия которого покажут кто есть и кто на самом деле и какова сила этой любви – Яцек падает с плеч гигантской статуи, в результате чего его лицо обезображено. Первая в Польше операция по трансплантации лица проходит успешно (насколько это вообще возможно), но ставит перед парнем массу вопросов, из которых финансовые оказываются не самыми важными (в Польше еще не разработана процедура реабилитации больных с такого рода травмами) – как о его собственной самоидентификации, так и о его восприятии окружающими.
Малгожата Шумовска и ее постоянный со-автор Михал Энглерт (он не только со-автор сценария, но и оператор-постановщик «Рожи» - причем оператор невероятно талантливый) сумели создать комедию со слезами на глазах о нравах (вечно пьяные односельчане, сексуальные привычки и пр.), которая еще ярче воспринимается на фоне размышлений о религиозных обычаях (священник, задающий прихожанам «скользкие» вопросы и не чуждый обрядов экзорцизма, приемная комиссия из высокопоставленных иерархов церкви, заставляющая внести в готовую статую Христа некоторые изменения). В общем, «Рожа», лауреат Гран При Жюри недавнего Берлинале – один из самых удачных фильмов открытия «Молодости» за последние годы.